Le Temps | 22 октября 2002 г.
В телестудиях Дохи, где "Аль-Джазира" готовится к своей иракской войне
Серж Андерлен
Мы предполагаем, что увидим огромное здание ? такое же внушительное, каким был прорыв "Аль-Джазиры" на арену мировых СМИ, ? но нас ожидает сюрприз: телеканал размещается в одноэтажном павильоне размером с провинциальный гараж. Тем не менее именно здесь, в центре Дохи ? столице миниатюрного Катара, ? частный информационный канал, который 1 ноября 1996 года начал непрерывное вещание на арабском языке, шесть лет спустя приобрел всемирную известность.
Все ускорилось после 1 сентября 2001 года, когда всему миру пришлось довольствоваться единственным доступным источником видеоматериалов из Афганистана ? каналом "Аль-Джазира". Канал поддерживал хорошие отношения с талибами, которые разрешили ему иметь свое представительство в Кабуле: оно будет "по ошибке" разбомблено американской авиацией. Талибы убрались, но "Аль-Джазира" по-прежнему оставалась на привилегированном положении, регулярно распространяя видеоматериалы из дома Бен Ладена. Поначалу это вызвало гнев Вашингтона, обвинившего "Аль-Джазиру" в том, что та служит пропагандистским орудием "Аль-Каиды". Но если США оказывали определенный нажим на эмира Кувейта, требуя от него умерить живость тона "Аль-Джазиры", то американские эксперты в области коммуникации понимали, что канал являлся единственным заслуживающим доверия арабским СМИ, одним из немногих окон демократии в этой части земного шара от Рабата до Рамаллаха. Через несколько месяцев ситуация изменилась: администрация Буша поняла, что с приближением наступления на Ирак она не может восстанавливать против себя "Аль-Джазиру".
На входе в "ньюсрум" журналист в белой джеллабе молится на коврике, повернувшись лицом в сторону Мекки. Немного подальше алжирский редактор лихорадочно отстукивает на своей клавиатуре комментарий к сюжету о визите Ариэля Шарона в Вашингтон. Редакторы любят говорить, что между ними имеется "соревновательность", как у их западных собратьев. На площадке сидит гость дня в белой чалме. Он комментирует напряженную ситуацию, возникшую между арабским миром и Западом. Это великий муфтий Сараево, "боснийский славянин, говорящий на прекрасном литературном арабском языке, который он выучил в университете Аль-Азхар в Каире", ? говорит Джамель Азер, лучший ведущий "Аль-Джазиры". Иорданский палестинец с британским паспортом, в свое время он работал в арабской службе "Би-би-си", где канал набрал большую часть своих "звезд". Так же, как и Эли Харб, 44-летний христианин из Бейрута, шесть лет назад ставший редактором общих новостей на канале "Аль-Джазира". "Конечно, я тоскую по Ливану, особенно по его климату. Но в лице "Аль-Джазиры" мы располагаем замечательным инструментом, первым в арабском мире по степени серьезности и уровню профессионализма. Именно поэтому все хотят проходить через нас, чтобы быть услышанными. Все знают, будь то кадры "Аль-Каиды" или американский госдепартамент, что мы предоставляем им уникальный по охвату эфир".
Финансируемый эмиром Катара шейхом Хамадом бин Халифой Аль Тани, катарский канал географически выгодно расположен, чтобы обогнать крупные американские компании, когда начнутся военные действия в Ираке. Он располагает 37 заграничными бюро (в том числе в Пекине и Джакарте), в которых работает 50 постоянных специальных корреспондентов. Центральный офис в Дохе насчитывает около 300 сотрудников, в том числе четыре десятка журналистов, работающих в "ньюсруме". Главная политическая передача "Аль-Джазиры" ? "Обратное направление" ? по дерзости не имеет себе равных в арабском мире. Разгневанные исламисты и саудовские оппозиционеры выражают здесь свои взгляды совершенно свободно. Взбешенный саудовский режим недавно отозвал в Эр-Рияд своего посла в Катаре. Сколько еще продержится "Аль-Джазира"? "Я не вижу, почему у нас могли бы возникнуть проблемы, ? говорит Эли Харб. ? Эмир гарантирует нам свободу тональности, он сопротивляется давлению".
По правде сказать, информационная война будет трехсторонней, поскольку к соперничеству между "Аль-Джазирой" и крупными американскими телекомпаниями добавится жестокая стычка между CNN и Fox News. Но "Аль-Джазира" стартует с большой форой. Ее студии находятся всего в 60 км от новой американской базы Эль-Удейд, вероятного "нервного центра" американских военных операций против Ирака. С другой стороны, с 1998 года "Аль-Джазира" располагает постоянным представительством в Багдаде (три корреспондента), где она долго была единственным терпимым иностранным аудиовидеоканалом. Лишь недавно в Багдаде были вновь приняты постоянные спецкоры западных газет. "Наша линия с Багдадом открыта круглосуточно", ? говорит главный редактор Ибрахим Хиляль, который отказывается в деталях изложить тактику канала в освещении иракской тематики. Безусловно одно: канал будет давать собственную "картинку" воздушных налетов, нарушив здесь монополию CNN, как это было в 1991 году. Десять дней назад президент компании "Аль-Джазира" Хамид бин Самер Аль Сани, двоюродный брат эмира, был принят в Багдаде лично Саддамом Хусейном. О чем была беседа? "На этот вопрос я не могу вам ответить", ? говорит Эли Харб, который, однако, подтверждает, что иракским президентом осуществлялись контакты на предмет предоставления эму эфира.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях