The Guardian | 22 октября 2010 г.
Забытое зверство рейха
Тимоти Снайдер
Весной 1941 года лидеры нацистской Германии решили после быстрой победы над СССР уморить голодом 30 млн человек, чтобы освободить восточные земли для колонизации, пишет в The Guardian Тимоти Снайдер, автор книги "Кровавые земли: Европа между Гитлером и Сталиным". Однако осуществить план "оказалось сложно без полной власти над территорией. На тех же землях несколькими годами раньше Сталин сумел уморить голодом миллионы собственных граждан, но тогда он имел в своем распоряжении аппарат террора и преданную партийную организацию, до которой немецкой оккупационной армии было далеко", - говорится в статье.
Однако так называемый "план голода" стал моральным основанием для манеры обращения вермахта с гражданским населением и военнопленными после вторжения, пишет автор. "В немецком плену погибло примерно 3,1 млн советских военнопленных, из них 500 тыс. расстреляно, остальные умерли от голода и болезней, вызванных недоеданием", - пишет автор. На декабрь 1941 года уничтожение советских военнопленных являлось самым масштабным преступлением Германии, хотя к тому времени немцы при пособничестве местного населения уже убили около 1 млн евреев.
"Это преступление было забыто отчасти потому, что Сталин объявлял пленных дезертирами, отчасти потому, что жертвы были самой разной национальности, и нет сплоченной группы людей, которая бы о них помнила", - утверждает автор. Холокост затмил факт массового уничтожения советских военнопленных немцами, но две эти политики лучше всего интерпретировать совокупно, пишет автор.
"Когда немцы начали отпускать (так в оригинале. - Прим. ред.) советских военнопленных, им поручили, в том числе, охранять новые немецкие лагеря смерти в Белзеке, Собиборе и Треблинке, где в 1942 году уничтожали в газовых камерах польских евреев. Так некоторые из тех, кто уцелел в первой крупной немецкой операции по уничтожению людей, стали пособниками второй", - сообщает Тимоти Снайдер.
В конце 1941 года нацистская идеология и политика изменила образ врага: миллионы славян привозили в Германию для работы на заводах, и отныне говорилось, что уничтожению подлежат преимущественно евреи. В конечном итоге евреев постигла наихудшая судьба, но понять смысл слова "наихудший" можно лишь в контексте судьбы советских военнопленных, настаивает автор.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях