Der Spiegel | 22 сентября 2004 г.
"Пиво без водки - деньги на ветер"
Юлия Мариа Бениш
Чтобы отучить русских от водки, депутаты Госдумы когда-то приняли закон, поощряющий пивную отрасль. Затея оказалась провальной: число алкоголиков среди молодежи выросло более чем втрое, и теперь политики вводят строгие ограничения на рекламу.
Правый популист Владимир Жириновский, говоря о пристрастии своих земляков к алкоголю, использует резкие слова. Пиво - это "отвратительный напиток, абсолютно вредный для здоровья", кроме того, от него толстеют. "Посмотрите, насколько безобразны чехи и немцы". Депутат Михаил Гришанков тоже предупреждает: "Это очень серьезно, из-за пива мы можем потерять целое поколение".
Но еще совсем недавно российские политики мыслили совсем иначе - и всеми силами содействовали потреблению пива. В законе "О государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции" они отнесли пиво к категории безалкогольных напитков.
"Мы надеялись, что пиво вытеснит крепкие напитки, то есть водку", - говорит о тогдашнем плане Владимир Мединский, член комитета Госдумы по экономике. Последствия оказались непредсказуемыми: "Однако теперь люди пьют водку в том же количестве, что и прежде, плюс пиво. Мы должны действовать".
Никаких людей, никаких животных, никаких мультипликационных персонажей
Поэтому сейчас депутаты Госдумы приняли закон, который сокращает рекламу пива до минимума. Радиостанции и телеканалы больше не имеют права пускать в эфир рекламу пива с 7 до 22 часов. Правда, в остальные часы рекламу давать можно, но в ней не должны фигурировать ни люди, ни животные, ни мультипликационные персонажи. Указания на то, что пиво утоляет жажду или способствуют социальным, спортивным и личным успехам, тоже запрещены.
Поворот Думы на 180 градусов имеет под собой веские причины: за это время российская водочная нация по потреблению пива вышла на пятое место в мире, его потребление в расчете на душу населения выросло с 14,6 литров в 1996 году до 40 литров. В столичных городах Санкт-Петербург и Москва - даже до 75. Сегодня пиво считается первым шагом в выработке алкогольной зависимости у школьников.
22 тысячи молодых алкоголиков
Триумфальное шествие пива легко объяснить: в России пиво в ларьке стоит около 60 центов. Ограничений для его продажи нет. Если рост позволяет покупателям достать до окошка и протянуть деньги продавцу, о возрасте их никто не спрашивает.
Поскольку пиво настолько доступно, русские выработали свою собственную культуру потребления этого напитка: 14% респондентов, как указывает последний опрос, предпочитает пить пиво на улице. Кроме того, очень часто они просто мешают водку с пивом. О чем свидетельствует русская пословица "пиво без водки - деньги на ветер".
Тем временем на фоне пивного бума число алкоголиков в стране увеличилось до 2,2 млн - молодых людей среди них 22 тысячи. Число пьющих подростков в течение последних десяти лет более чем утроилось.
Между тем алкоголизм среди прочих причин виновен в том, что продолжительность жизни у мужчин уже после распада Советского Союза снизилась до уровня менее 60 лет: в 1999 году русские мужчины в среднем умирали в 59,6 лет, в 2004 году - в 61 год.
Каждый третий рекламный ролик - пивной
Несмотря на все это, у запрета на рекламу пива много противников: ведь закон отразится не только на объемах сбыта пивоваренных заводов, но и на российском рекламном и телевизионном рынке. До сих пор российское телевидение 10% всех рекламных доходов получало от предприятий пивоваренной промышленности. Каждый третий рекламный ролик на телевидении - пивной.
Вместе с пивоваренными заводами единым фронтом против закона выступает российское спортивное лобби: пивоваренная промышленность спонсирует многочисленные союзы и клубы. "Балтика", крупнейший пивоваренный завод России, имеет, к примеру, договоры с национальными футбольной и хоккейной сборными, а также с национальными командами по дзюдо и боксу. Несмотря на это, теперь во время выступлений данных команд логотип предприятия показывать будет нельзя.
Спонсоры из пивоваренной отрасли
Клубы недавно шокировали телезрителей своим прогнозом относительно того, что теперь прямых трансляций практически не будет. До тех пор пока договоры с пивоваренными заводами еще действуют, никакие соревнования до 22 часов показывать нельзя - ведь там повсюду фирменные логотипы пивоваренных заводов. То же касается встреч с участием иностранных спортсменов. Их тоже спонсирует пивная отрасль, поэтому они люди "второго сорта".
Тем не менее российские эксперты ожидают, что вскоре у российских спортивных объединений появятся новые покровители. Обороты пивной промышленности тоже снизятся не слишком сильно: несмотря на 70-летний запрет рекламы табака, русские по числу выкуренных сигарет на душу населения прочно занимают первое место в мире. Таких же успехов они легко могут достичь и в области потребления пива.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях