InoPressa: тема дня | 22 сентября 2006 г.
Путин гораздо лучше освоился с запугиванием, чем с сотрудничеством
Обзор прессы
В пятницу западные СМИ пишут о поездке Владимира Путина во Францию и о все возрастающем давлении России на крупнейшие западные компании. Так, Der Standard ("Путин приедет во Францию с миллиардным козырем") пишет о том, что Россия хочет увеличить свою долю в концерне EADS.
Россия осуществляет грандиозную экономическую экспансию на Запад. Сейчас ее мишенью является европейский аэрокосмический концерн EADS. Недавно российский государственный Внешторгбанк примерно за 1 млрд евро приобрел 5,02% акций EADS и сбил с толку своими наглыми претензиями менеджмент концерна, потребовав права решающего голоса или, более того, блокирующего пакета акций, пишет издание.
Когда в субботу российский президент Владимир Путин во время своей встречи с германским канцлером Ангелой Меркель и главой французского государства Жаком Шираком непосредственно коснется этой темы, у него на руках будет козырь стоимостью 3 млрд долларов: накануне Валерий Окулов, глава российской авиакомпании "Аэрофлот", заявил, что в 2010-2012 годах его компания собирается закупить у американцев 22 самолета Boeing, а за последующие четыре года - 22 европейских авиалайнера Airbus производства дочерней компании EADS.
Таким образом, заказ на Boeing уменьшился вдвое. Если дело дойдет до приобретения европейских самолетов, то Россия с ее перспективами на среднесрочный период рынка окажется крупнейшим покупателем концерна Airbus.
Французская Liberation продолжает тему в статье с заголовком "EADS не хочет, чтобы Москва летела с ней вторым пилотом". В Елисейском дворце заявили, что для Франции карта маршрута четко составлена промышленными корпорациями. "EADS - это частная компания с определенным механизмом управления. Мы не можем делать все, что захотим", - заявил советник. Так что Путин предупрежден, указывает газета.
Однако нельзя забывать о том, что EADS привлекает огромный рынок модернизации российского воздушного флота (речь идет о 300 самолетах). EADS уже приобрела 10% акций авиастроительной компании "Иркут" и подумывает о том, чтобы пригласить русских участвовать в создании машины, которая придет на смену ее самолету A320.
Американское издание The Wall Street Journal указывает, что теперь все могут видеть масштабную демонстрацию силы. В очередной раз Россия предпочла двигаться к своей цели без лишних тонкостей. Приобретение ею 5% акций родительской компании Airbus EADS продемонстрировало задачу включить паневропейскую аэрокосмическую и оборонную компанию EADS в кампанию по промышленной модернизации, начатую Владимиром Путиным. На кону стоят крупные рынки для попавшей в сложное положение компании. Заказ Москвы на 22 новых самолета среднего класса A350 у Airbus у всех на глазах оказался подвешенным в воздухе. Дайте нам место в совете директоров EADS, говорят русские, а не то...
Этот гамбит - очередной пример брутального подхода Кремля к ведению бизнеса с Западом, что ярко проявилось на этой неделе, когда Россия внезапно отменила 20-миллиардный нефтяной проект Royal Dutch Shell "Сахалин-2", воспользовавшись сомнительными экологическими обоснованиями, а вчера атаковала проект Exxon Mobil "Сахалин-1". Подобно этим маневрам, то, каким образом были приобретены акции EADS - и предъявлены требования, - демонстрирует, что Путин гораздо лучше освоился с запугиванием, чем с сотрудничеством. Государственный Внешторгбанк закупал акции тайком, пока не достиг порога, когда он уже мог объявить, что обладает долей в компании. С тех пор их доля могла возрасти. Надо отдать должное русским, они знают толк в правильном инвестировании: акции EADS были куплены после того, как их стоимость упала в два раза прошлой весной в связи с задержкой сверхтяжелых самолетов Airbus A380 и последовавшей перетряской руководства, указывает газета.
Долгие годы Советский Союз мог продавать свои печально известные "Туполевы", только насильно впихивая их в глотки коммунистическим странам, которым не было предоставлено привилегии отказаться. Теперь Путин хочет иметь сильную авиапромышленность. Поэтому он выбрал короткий путь через акционерные рынки, чтобы попробовать вынудить EADS поделиться своими технологиями. Сейчас доля России в EADS так же велика, как доля Испании, которая является частью пакта, связывающего французское государство, французскую медиа-группу Lagardère и немецкий Daimler Chrysler. Перечисленные акционеры совместно контролируют 51% компании, пишет газета.
Едва ли Путин предложил Шираку работу, чтобы тот занял ее с мая 2007 года, когда истечет его президентский срок. Но в любом случае, президент Франции должен понимать, что у него нет причин потакать России под предлогом "сотрудничества". Если Россия хочет сотрудничать, это может быть достигнуто без вручения Москве ключей от EADS, указывает издание.
The Times также пишет о давлении российских властей на западный бизнес и отмечает, что на Сахалине Кремль ведет последнюю битву за контроль над колоссальными природными богатствами России.
Shell, British Petroleum, Total, Exxon и прочие компании начиная с середины 1990-х годов вложили десятки миллиардов долларов в договоры о разделе продукции с российским правительством. Согласно трем подписанным контрактам, инвесторы вкладывали деньги в развитие добывающих проектов на условиях возмещения своих затрат, прежде чем станут делиться прибылью с Кремлем. Самый крупный договор о разделе продукции - и крупнейший частный энергетический проект в мире - "Сахалин-2", по которому с 2008 года должны начаться поставки сжиженного газа в Японию. Это должно принести Shell и партнерам первую прибыль по вложенным инвестициям, которые оцениваются в 20 млрд долларов, пишет газета.
Однако эта прибыль внезапно оказалась под вопросом. Трижды за последнюю неделю российские министерства и прокуратура постарались подорвать основные договоры. Первый удар они нанесли проекту "Сахалин-2", выдвинув требования к экологической безопасности, затем - компаниям Total и TNK-BP, дочерней компании British Petroleum, предупредив, что разрешения на проведение проектов на востоке и севере Сибири могут быть отозваны по экологическим соображениям. Вчера компания Exxon присоединилась к этому ряду некогда счастливых, а ныне взволнованных инвесторов: министерство природных ресурсов объявило, что не примет пересмотренную нефтяным гигантом смету по проекту "Сахалин-1".
Западные нефтяные гиганты не ангелы в вопросах экологии, но то же самое можно сказать и о российских компаниях. Спонсируемая государством суматоха по поводу экологических вопросов призвана скрыть грязную правду: эти договоры были подписаны, когда инфляция, политический хаос и слабое здоровье президента Ельцина поставили Россию на колени. С тех пор взлет цен на нефть позволил выплатить иностранные займы, профинансировать модернизацию собственной энергетической отрасли и добиваться, с некоторыми оговорками, членства во Всемирной торговой организации (ВТО). Кремль, нуждающийся в профессионализме западных фирм, но в настоящий момент не нуждающийся в их капиталах, требует от своих инвесторов все больше, пишет газета.
Немецкое издание Frankfurter Rundschau в статье "Кремль усиливает давление на западные нефтяные концерны" также пишет об угрозах российского правительства в адрес Shell, Exxon Mobil и Total.
Сегодня, поскольку мировые цены на нефть и газ подскочили вверх, Россия пытается получить большую прибыль. Однако условия договоров можно изменять исключительно по взаимному согласию - поэтому Россия пытается оказать давление на концерны.
То, что Кремль пошел в атаку на Total именно сейчас, примечательно тем, что президент Владимир Путин сегодня отправляется с визитом во Францию. Очевидно, Кремль придерживается стратегии, где дипломатические отношения осознанно приносятся в жертву получению более высоких доходов от нефти и газа, считает издание.
Швейцарская Le Temps в статье "Нефтяной национализм России начинает вызывать тревогу" пишет о том, что для нефтяных компаний, имевших смелость - или неосторожность - заняться бизнесом в России Владимира Путина, настали плохие времена.
Три года назад режим Владимира Путина начал широкомасштабную операцию по возвращению энергетических активов страны, которые были за бесценок отданы иностранным компаниям в последние годы правления Ельцина. В итоге противоборства с Shell "Газпром", этот российский нефтяной гигант, ставший инструментом путинской стратегии восстановления утраченного могущества, может полностью или частично прибрать к рукам активы "Сахалина-2".
"Эта история наносит серьезный удар по международному имиджу России как страны, уважающей инвесторов, - говорит Маша Липман, сотрудница Московского центра Карнеги. - Но власть сделала свой выбор и считает, что укрепление контроля над ресурсами для нее важнее, чем ее международная репутация. Зарубежная критика не повлияет на решение государства".
Ситуация ясна: страны-производители понимают, что при цене в 60-70 долларов за баррель нужно быть безумцем, чтобы делать подарки транснациональным корпорациям. Лучше все держать для себя, заключает газета.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях