Der Spiegel | 22 сентября 2008 г.
"Спасать Саакашвили не нужно"
Уве Клусманн
Михаил Саакашвили завел Грузию в изоляцию - таков упрек его бывшего советника Александра Чачии. В интервью SPIEGEL ONLINE политолог анализирует курс своей страны между двумя блоками - и воздает должное инициативе министра иностранных дел Германии.
- Вначале, как и многие западные наблюдатели, вы делали ставку на Саакашвили. Чего вы ожидали?
- Под конец пребывания у власти президента Эдуарда Шеварднадзе государство находилось в полном упадке, народ обнищал. Грузия утратила контроль над своими провинциями, Абхазией и Южной Осетией. Я надеялся, что Саакашвили предпримет шаги по восстановлению и воссоединению страны - а также будет выстраивать нормальные отношения с Российской Федерацией. Мы связаны с Россией историей, экономикой и миллионами личных контактов. Я говорил ему о необходимости улучшения отношений с Россией. Но, зная, насколько он зависимым от США, я его также предупреждал: "Миша, не пытайся обмануть Путина".
- Он принял ваш совет во внимание?
- К сожалению, нет. Во время своего первого визита в Москву он оставил у Путина приятное впечатление, он обещал добрососедские отношения и сказал, что не хочет в НАТО. Но всего через несколько недель, будучи с визитом в Лондоне, он высказался за скорейшее вступление в западный военный альянс. Нарушение данного слова Путин ему так и не простил.
- Что двигало Саакашвили?
- Все, что он предпринимал и предпринимает по сей день, направлено, прежде всего, на достижение пиар-эффекта в западных странах. Он любой ценой хотел обрести популярность на Западе. Он видел себя лучшим в мире учеником Соединенных Штатов Америки. И не замечал возможного ущерба для своей страны. Он дошел до того, что на пресс-конференциях в Тбилиси выступал только по-английски. Реакция на Западе была для него важнее, чем на родине.
- Похоже, что после войны с Россией Грузия окончательно утратила обе территории, Абхазию и Южную Осетию. Существовал ли мирный путь разрешения конфликтов с этими регионами?
- Их нужно было и нужно будет в будущем решать исключительно мирными средствами, только путем прямого диалога и переговоров. Однако для Саакашвили это оказалось, очевидно, слишком трудно. Я буквально умолял грузинское руководство, чтобы оно не превращало страну в военный плац. Я предупреждал, что любая попытка подчинить себе эти территории военными методами приведет к тому, что Россия вступит в войну, поскольку у нее там свои интересы, там проживают ее граждане. Руководство в Тбилиси, к сожалению, так и не пришло к пониманию, что эти конфликты, если и можно разрешить, только в рамках добрососедских отношений с Россией, а не путем конфронтации с русскими.
- В последние годы вы неоднократно говорили, что конфронтация между Грузией и Россией приведет к разделу страны на российскую и американскую сферы влияния. Сейчас ваши опасения подтвердились?
- К сожалению, произошло именно то, чего я опасался. Для США это удовлетворительный результат, потому что Южная Осетия и Абхазия им не нужны. Но для Грузии это трагедия. Положение может стать еще более опасным, если США вздумают использовать территорию Грузии для нанесения военных ударов по Ирану. У Ирана есть ракеты средней дальности, и он отомстит - не американцам, а нам. Это будет концом Грузии.
- Какова, на ваш взгляд, альтернатива?
- Односторонняя политическая и военная ориентация на США противоречит нашим национальным интересам. Для нас как небольшой страны было бы лучше оставаться нейтральными и позаботиться о хороших отношениях с Россией, США и Европой, как и рекомендуется для всякой небольшой страны.
- Саакашвили использует солидарность администрации Буша, чтобы продемонстрировать: Грузия не одинока.
- Он скрывает, что Грузия в регионе полностью изолирована. С Россией мы прервали дипломатические отношения. С Арменией на юге, которая является союзницей России, хороших отношений у нас нет. На востоке Азербайджан, который тоже смотрит на нас скептически. Мы являемся печальным примером неправильной политики.
Часть 2. Критика России и похвала Штайнмайеру
- Кандидат в президенты США Джон Маккейн поднял вопрос о независимости российских северокавказских республик. Не является ли этот вариант местью за потерю Южной Осетии и Абхазии, который поддержит Грузию?
- Все, кто пребывает в здравом уме, должны держаться подальше от подобных опасных экспериментов с сепаратистами. Я надеюсь, что американцы еще не забыли, к чему привела их поддержка экстремистов вроде Усамы бен Ладена в борьбе против Советского Союза. Экстремистский Кавказский халифат вскоре создаст большие проблемы для безопасности, в том числе и Соединенным Штатам. Да и грузинская история показывает, что Северный Кавказ, не контролируемый Россией, для нас тоже является непомерным риском. Мы окажемся беззащитными перед любыми нападениями, как в прошлые столетия.
"Идиоты, которые ведут бесполезные игры"
- Есть ли вообще у России политическая стратегия в отношении Грузии?
- Долгие годы у России в отношении Грузии не было ясной стратегии, возможно, нет ее и сегодня. Ведь то, что произошло с начала августа, назвать политикой вряд ли возможно. Москва долго думала, что о Грузии достаточно разговаривать с американцами, а не с грузинами.
- Сейчас подают голос оппозиционные грузины, находящиеся в Москве в эмиграции, среди них - бывший заместитель министра государственной безопасности, который осужден в Грузии за теракт в отношении предшественника Саакашвили, Шеварднадзе. Не формируется ли там пророссийский оппозиционный фронт, возможно, при содействии московских спецслужб?
- Мне не верится, что в российских спецслужбах, которые всегда считались умными, сидят такие идиоты, которые ведут подобные бесполезные игры. Никто не сможет возглавить эффективную оппозицию в Грузии из Москвы. Нужно действовать в Грузии, а не в эмиграции. Некоторые из тех, кто сейчас из Москвы требует нейтральной Грузии, делает это только потому, что в стране у них нет политической базы. Таким образом им не сослужить добрую службу разумной концепции неприсоединившейся Грузии.
- Три президента, один за другим, становились авторитарными правителями, каждый из которых приводил страну к войне, в том числе и гражданской. Случайность или сбой в общественном механизме?
- Для меня это самый мучительный вопрос. Повторяемость этих событий страшно осложняет задачу уговорить абхазов и осетин жить с нами в одном государстве. У нас неоднократно появлялись очень некомпетентные руководители. Однако главная нынешняя проблема - это бесцеремонное вмешательство в грузинскую политику США, из-за чего здесь возникло нечто вроде марионеточного режима. Но марионетки, как свидетельствует история, приносят великим державам лишь кратковременно пользу. В итоге же они создают больше проблем, чем могут разрешить. Поэтому, само собой разумеется, и в США уже идет поиск альтернативы Саакашвили, даже если Буш пока еще держит его сторону.
"Наша северная граница - как линия фронта"
- В рядах политической и экономической грузинской элиты критика Саакашвили нарастает. При этом все более часто можно услышать имя Нино Бурджанадзе, бывшего председателя парламента, которая порвала с главой государства. Не она ли станет будущим президентом?
- Не исключено, что Бурджанадзе - это лицо нового американского проекта. Внешне она производит более мирное и толерантное впечатление, чем действующий президент. Она без неожиданных выпадов произнесет тщательно подготовленные тексты и создаст впечатление, что политика Грузии коренным образом изменилась. Однако качественного изменения политики это не принесет. Я не считаю, что она может вывести страну из тупика противостояния с Россией.
- Что сейчас нужно делать европейцам и немцам?
- Европейцы должны разобраться с собственной ролью и проводить независимую политику. Предпосылки к этому заметны в Германии и Франции, некоторые другие, так называемые новые европейцы, движутся исключительно в американском фарватере и безусловно поддерживают Саакашвили. Это создает немцам и французам определенные проблемы.
- Франк-Вальтер Штайнмайер, министр иностранных дел Германии, за несколько недель до начала войны побывал в Грузии и Абхазии, где он встречался с абхазским президентом Сергеем Багапшем. Не было ли это хотя бы попыткой установить мир на Кавказе через политику диалога со всеми сторонами конфликта?
- От имени многих грузин я хотел бы поблагодарить Штайнмайера за его инициативу и взвешенную позицию. Мне кажется, Штайнмайер ясно видел, что разрешение кризиса на условиях Саакашвили невозможно. Самое главное, что теперь могут сделать европейцы, - ясно дать понять, что нынешний режим не сулит Грузии позитивных перемен. Ни Россия, ни Абхазия или Южная Осетия переговоры с Саакашвили вести не будут. Наша северная граница - это как линия фронта, экономические отношения разорваны. И пока у власти остаются Саакашвили и его ястребы, в любое время снова могут произойти вооруженные столкновения. Такая нестабильность не устраивает ни грузин, ни европейцев. Спасать Саакашвили не нужно.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях