The Independent | 22 сентября 2011 г.
Автобиография Ассанджа издана вопреки его воле
Обзор прессы
Джулиан Ассандж безуспешно пытался запретить публикацию собственных мемуаров, сообщает Independent и публикует в форме отдельных статей несколько отрывков из книги, которая увидит свет сегодня. В мемуарах Ассандж впервые рассказывает о событиях, повлекших за собой обвинения в сексуальных преступлениях и запрос Швеции о его экстрадиции, сообщает журналист Джером Тейлор.
"Книга выходит несмотря на то, что Ассандж в нынешнем году решил прервать сотрудничество с издательством. После длительных попыток либо заручиться его согласием на публикацию, либо вытребовать назад аванс, измерявшийся сотнями тысяч фунтов, издательство Canongate решило выпустить мемуары", - говорится в статье. На страницах мемуаров Ассандж предстает как "одержимый, но непостоянный идеалист, твердо намеренный перекроить мир в соответствии со своей верой в абсолютную транспарентность", - замечает автор. В книге рассказывается о детстве, о заре хакерства, о создании WikiLeaks. "Есть также оскорбленная критика в адрес СМИ, работавших в партнерстве с Ассанджем, - особенно The New York Times и The Guardian", - сообщает газета.
"Я не насиловал этих женщин" - так называется отрывок из мемуаров Ассанджа, занимающий самую высокую строчку в "хит-параде" публикаций газеты.
Ассандж вспоминает, что 11 августа приехал в Швецию и в тот же день узнал "от одного нашего информатора в западной разведслужбе", что "правительство США в кулуарах признало, что привлечь меня к судебной ответственности будет нелегко, но уже обсуждает "нелегальные способы разобраться с тобой", как выразился мой источник". "Источник уточнил, что это будет значить: собирать данные о том, что у нас есть в плане информации; раскопать любыми средствами какие-либо связи между капралом Мэннингом и WikiLeaks; а если все иные способы провалятся, применить другие незаконные средства: например, подбросить мне наркотики, "найти" на моем жестком диске детскую порнографию или попытаться запятнать меня утверждениями о моем аморальном поведении", - пишет Ассандж. Он также вспоминает, что его друг, шведский журналист Дональд Бёстрем "сказал, что угроза "медовых ловушек" в данный момент высока, и подробно рассказал, как "Моссад" изловил Вануну".
В Швеции Ассанджа устроили в квартире некой политической активистки, которую он называет А. Та была в отъезде, но вернулась раньше, чем предполагал Ассандж. "Г-жа А. была политическим пресс-секретарем партии и организовывала мой приезд. Я не имел причин не доверять ей", - пишет Ассандж. А. предложила ему лечь вместе, сославшись на то, что кровать в квартире только одна. По словам Ассанджа, ситуация не показалась ему необычной, он был рад женскому вниманию в тот тяжелый период своей жизни.
"Честно говоря, я должен сказать, что А. показалась мне слегка невротичной. Но в ночь, которую мы провели вместе, не произошло ничего примечательного. Мы вступили в интимные отношения несколько раз за ночь, а на следующий день сложилось впечатление, что мы в прекрасных отношениях", - пишет автор.
По словам Ассанджа, через несколько дней он договорился встретиться с А. на вечеринке, которую она устроила. "Это было на следующий день после того дня, когда, как она позднее утверждала, я ее изнасиловал", - пишет автор. На вечеринке у А. был счастливый вид, она смеялась и пила с ним и друзьями. "Очевидно, она рассказала людям, что я с ней переспал, а позднее стало известно: она сфотографировала меня спящим на ее кровати и вывесила фото на свою страничку в Facebook", - пишет Ассандж. "Она сказала, что я могу жить у нее, и я пошел к ней домой. Так продолжалось последующие пять ночей", - говорится в отрывке из книги.
Ассандж сообщает, что на пресс-конференции познакомился с некой женщиной, которую называет В., и в итоге поехал к ней домой. Он признает, что повел себя черство: "такой уж у меня недостаток, но это не преступление. Я достаточно долго прожил у А. и понимал, что оставаться дольше не стоит". По его словам, он боялся долго жить в одном месте, а факт его связи с А. стал известен.
По его словам, он прекрасно провел ночь с В., но счел, что вряд ли переспит с ней еще раз. На следующее утро она ни на что не жаловалась. Она довезла его на велосипеде до вокзала, купила ему билет за свои деньги ("моя банковская карта все еще не действовала, хотя я никогда не сорю деньгами", - поясняет автор), поцеловала на прощанье и попросила позвонить ей из поезда. "Я не позвонил, и, как оказалось, это был самый дорогостоящий из несделанных мной телефонных звонков", - говорится в отрывке.
Ассандж отмечает, что в условиях угроз и его осуждения в Америке уделял недостаточно внимания А. и В., не перезванивал им и т.п. "Одна из моих ошибок состояла в том, что я надеялся, что они поймут мое положение... Я не был ни надежным бойфрендом, ни даже особенно учтивым сексуальным партнером, и это начало сказываться на событиях. Если только, конечно, все не было подстроено с самого начала", - пишет Ассандж.
Затем "несколько дней у меня были странные контакты с этими женщинами - одна из них хотела, чтобы я проверился на венерические болезни", - сообщает Ассандж. Как-то он работал над статьей. "Едва написав строки: "Первой на войне погибает правда", я заглянул в Twitter и увидел, что выдан ордер о моем аресте за двойное изнасилование. Вся моя система убеждений временно рухнула", - говорится в отрывке.
"Я не насиловал этих женщин и не могу вообразить, что именно из произошедшего между нами могло внушить им такое впечатление", - утверждает Ассандж. Он предполагает, что впоследствии они захотели ему навредить, либо сообща завлекли его в ловушку с самого начала, либо просто случилось ужасное недоразумение.
"Я, как и все хакеры, немножко аутист" - под таким названием публикуется второй отрывок из книги Ассанджа.
Он вспоминает, как стал хакером. "Некоторым из нас было интересно проецировать наши мысли на компьютеры, заставлять компьютеры делать что-то новое. Мы стали писать программы, а также их взламывать. Это было неземное упоение - все равно как первый раз обыграть в шахматы взрослого человека", - пишет Ассандж. По его словам, радость хакера можно сравнить только с радостью творца.
Ассандж выбрал себе псевдоним Mendax - "это из Горация, Splendide Mendax значит "благородный лжец" или, возможно, "очаровательный обманщик", - поясняет он. "Мне импонировала идея, что, скрываясь за ложным именем, лживо отвечая на вопросы, кто я такой и где нахожусь, я, подросток из Мельбурна, каким-то загадочным образом смогу правдивее описать свою истинную индивидуальность", - пишет Ассандж. Увлекшись компьютерами, он заболел "хакерской болезнью", как сам выражается: "бессонница, безграничное любопытство, зацикленность на одной идее и патологический аккуратизм".
Позднее, когда он прославился, люди стали утверждать, что у него синдром Аспергера или что-то вроде аутизма. "Не хочу никому портить удовольствия, так что соглашусь: я аутист, как и все хакеры. Я бы заявил, что все мужчины - немного аутисты", - пишет Ассандж.
"Безусловно, на это подсаживаешься", - пишет автор. Ассандж утверждает, что взламывал компьютеры Пентагона и ему чудилось, что он телепортируется в здание Пентагона, расхаживает по нему, командует. "В то время на свете было, пожалуй, человек 50, которые работали на высшем уровне, все они, недруги и братья, принадлежали на равных правах к элитной группе изыскателей-компьютерщиков", - говорится в отрывке. У подростков-хакеров голова шла кругом: днем встречаешь знакомых, считающих тебя бездельником, но знаешь, что прошлой ночью рылся в недрах NASA.
Но австралийский полицейский, сержант Кен Дэй занялся преследованием хакеров и сделался их бичом. Однажды некий системный администратор из Nortel изловил Ассанджа с поличным и выследил его. "В ночь, когда за мной пришли, я был один и грустил. Жена с ребенком только что ушла от меня, я совершенно измучился", - повествует Ассандж. Он сам открыл дверь полицейским и только после этого сообразил, что диски с файлами из Пентагона валяются на столе, прямо на виду. "Я Кен Дэй. Полагаю, вы меня ждали", - сказал старший по званию.
Третий отрывок - "Я осознал, что моя жизнь бесповоротно изменилась" - рассказ о том, как Ассандж, по его собственным словам, решил вступить в бой с институциями общества и правительствами.
"Я знаю технологии и понимаю, как устроены правительственные структуры; эти структуры я был готов везде, где возможно, бросать в ванну с кислотой и кипятить, пока не останутся одни кости", - заявляет Ассандж. 4 октября 2006 года он зарегистрировал WikiLeaks.org. "Наша философия с самого начала состояла в том, что мы в принципе против подонков, и, как бы грубо ни звучало наше кредо, в нем есть определенная честность", - сказано в отрывке. Тогда Ассандж осознал, что его жизнь и быт бесповоротно изменились. В ходе работы над сайтом мотался из Кении в Танзанию, из Танзании в Каир, все его пожитки умещались в небольшой рюкзак.
"В Париже весной 2007 года я чувствовал себя совершенно раздавленным, зная, что у WikiLeaks блестящий потенциал, но изнывая под бременем работы. У меня была девушка, она меня навещала. Приносила еду, а я сидел за компьютером. Она говорила по-русски и иногда помогала мне в этом плане, но в принципе это был период одиночества", - пишет Ассандж. Он сообщает, что постоянно искал добровольных помощников, проводил в интернете совещания и пару раз оказывался их единственным участником: "это было на грани шизофрении".
Иногда, чтобы создать себе стимул, Ассандж решал, что работа требует торжественной формы одежды: "вообразите: я сижу в душной убогой квартирке в Париже небритый, бешено стучу по клавишам, но на мне надлежащий пиджак". Но у него было ощущение: чтобы все получилось как надо, нужно вести себя так, словно цель достижима.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях