InoPressa: тема дня | 22 сентября 2015 г.
Станет ли Сирия "путинским Афганистаном"?
Обзор прессы
Россия резко увеличила количество боевых воздушных судов на авиабазе вблизи Латакии; для наземных атак у нее есть танки "Т-90" и более 500 десантников. С целью сохранить контроль Асада над прибрежным укрепленным пунктом Россия усилила координацию действий с Ираном. Москва упивается своей обновленной ролью на Ближнем Востоке, пишут СМИ. "Это твой Афганистан, Путин", - заявляют сирийские повстанцы.
"Высокопоставленный американский чиновник сообщил, что в прошедшие выходные Россия довела количество военных самолетов на авиабазе близ Латакии до 28, развернув там дюжину "Су-24" и столько же "Су-25" (Fencer и Frogfoot, по классификации НАТО), предназначенных для ударов по наземным целям, - пишет The New York Times. - Ранее военные самолеты там были представлены только четырьмя истребителями Flanker ("Су-27"), предназначенными для воздушных боев".
Авторы статьи замечают: "Размещение сверхсовременных штурмовиков и истребителей, а также множества систем ПВО на базе близ города, откуда родом предки Башара Асада, почти не оставляет сомнений в том, что Москва намерена создать военный аванпост на Ближнем Востоке". В материале упоминаются также "две или три" установки ПВО "земля-воздух" "СА-22", беспилотники-разведчики и 15 вертолетов - транспортных Hip ("Ми-8") и боевых Hind ("Ми-24"). По словам американского чиновника, "для возможных наземных атак у русских теперь есть 9 танков "Т-90" и более 500 морских пехотинцев (на прошлой неделе было 200 с небольшим)".
Чиновник отметил, что пока российские самолеты стоят на земле, но их появление обострило опасения относительно риска нечаянной конфронтации между российскими военными и коалицией под руководством США, которая борется с ИГИЛ (запрещенная в РФ организация. - Прим. ред.).
Кремль заявляет, что развертывание авиации и ПВО направлено на борьбу с ИГИЛ. Западные аналитики считают, что Кремль преследует две цели: укрепить Сирию, своего важнейшего ближневосточного союзника, а также отвлечь внимание от украинского кризиса и заставить Запад признать, что Россия все еще играет важную роль в качестве мировой державы, заключают авторы статьи.
Россия разместит 2 тыс. военнослужащих на своей новой авиабазе вблизи города Латакия, утверждает The Financial Times. Это указывает на масштаб участия Москвы в событиях в Сирии, отмечают журналисты.
По словам некого советника по политике в отношении Сирии, работающего в Москве, это размещение - "первая фаза миссии". Другой информированный источник сказал, что силы будут включать в себя экипажи боевых воздушных судов, механиков и военнослужащих для охраны объекта, сообщает газета.
Оба источника отказались подтвердить утверждения Вашингтона, что Москва направила туда ракеты "земля-воздух" и боевые самолеты, но, по словам экспертов, такие ракеты - неотъемлемая часть обороны любой авиабазы.
В понедельник неназванный российский чиновник назвал "лицемерными" заявления госсекретаря США Керри о том, что присутствие ракет ПВО и сил, способных вести воздушные бои, "наталкивает на серьезные вопросы", поскольку от этого потенциала нет особого толка при борьбе с ИГИЛ.
"Вы не хуже нас знаете, что любой, кто строит авиабазу, установит такие системы ПВО. Бессмысленно цепляться за это, чтобы посеять сомнения в нашей инициативе по борьбе с ИГИЛ", - заявил он.
"Лидеры сирийских повстанцев поклялись изгнать российские войска из своей страны, в то время как Кремль приготовился ввести туда 3-тысячный контингент, чтобы попытаться укрепить режим Асада, - сообщают Том Коглан и Том Парфитт в The Times. - Это обещание прозвучало, когда повстанцы бомбили российское посольство в Дамаске, что спровоцировало Россию на сердитый ответ. Кремль заявил, что на действия повстанцев влияют "сторонние спонсоры".
Командиры повстанцев пообещали, что их мишенью станут российские солдаты, и предсказали, что Москва понесет сокрушительное военное поражение - как Советский Союз в Афганистане в 1980-е.
"Некоторые группировки повстанцев заявили, что сопротивление режима [Асада] усилилось за счет более точных воздушных и артиллерийских ударов, организованных российскими войсками. Другие предположили, что ситуация изменилась из-за натиска повстанцев на важные для сторонников Асада алавитские земли на средиземноморском побережье", - передают корреспонденты.
"Сегодня мы имеем дело с новым типом солдата, который сражается более ожесточенно и более профессионально. По нашим расчетам, война продлится больше лет, чем длилась бы без русских", - приводят журналисты слова боевика Абу Юзефа аль-Мухайера из повстанческой группировки "Ахрар аш-Шам", которая сражается в Латакии.
"По данным американских и ближневосточных официальных лиц, Россия и Иран усилили координацию действий в Сирии на фоне принимаемых мер для сохранения контроля президента Башара Асада над прибрежным укрепленным пунктом", - сообщают корреспонденты The Wall Street Journal, замечая, что это "создает новые сложности для осуществления дипломатических целей Вашингтона".
Согласно этим чиновникам, в последние месяцы неоднократно проходили "переговоры на высшем уровне в Москве, чтобы обсудить защиту Асада и наращивание военной силы Кремля в Сирии", говорится в статье.
По мнению Пентагона, поездка генерала Касема Солеймани в Москву в июле сыграла "очень важную роль" с точки зрения наращивания военных сил России в Латакии. "То, что мы сейчас наблюдаем, является следствием этой встречи, и существует некая связь с Ираном", - сказал сотрудник министерства обороны США.
Чиновники отмечают, что интересы Москвы и Тегерана могут расходиться в долгосрочном периоде. Путин, как представляется, использует конфликт в Сирии, чтобы попытаться усилить влияние Кремля на Ближнем Востоке и ее позиции в международной дипломатии, которая сосредоточена на поиске постасадовского правительства, а "Тегеран хочет сохранить контроль над прибрежной областью Сирии и территориями, прилегающими к границе с Ливаном, которые используются как главный маршрут поставок оружия в Ливан и к палестинским военизированным группировкам", пишет издание.
Генерал Солеймани в июне посетил место ведения боев на линии фронта к северу от Латакии, по сообщениям арабских СМИ. Там, как он заявил, иранские и сирийские лидеры совместно планировали операцию, которая "удивит мир". Несколько недель спустя генерал Солеймани посетил Москву и встретился с министром обороны Сергеем Шойгу и руководителями российской армии, разведки и оборонной промышленности, по данным американских и европейских чиновников.
Кремль отрицает визит генерала Солеймани, напоминает издание.
"Бежавший офицер сирийский армии, находящийся в контакте с русскими, заявил, что наращивание сил Кремлем может проложить путь для дипломатического решения в Сирии, но на условиях Путина. По его словам, русские знают, что Асад долго не протянет, и Кремль подводит основу под свои претензии на переговорах с американцами", - пишет издание.
"Это как разбитая ваза, которую ты хочешь продать. Ты должен склеить ее, а затем попытаться продать", - заявил бывший военачальник.
Комментируя визит премьер-министра Израиля Нетаньяху в Москву, обозреватель Foreign Policy Рейд Стендиш пишет: Израиль опасается, что наращивание присутствия Кремля может повлечь за собой эскалацию сирийской гражданской войны и заставит осмелеть Иран и "Хизбаллу". "Поскольку неясно, какова роль России в Сирии, визит Нетаньяху был призван предотвратить ситуации, в которых израильская армия и российские силы могут случайно обстрелять друг друга. Израильский премьер также добивается от Путина заверений в том, что передовое оружие не будет использовано в Сирии, чтобы помочь вооружить "Хизбаллу", - говорится в статье.
"У Нетаньяху две "красные линии" в Сирии: если Израиль обстреляют, он откроет ответный огонь, а если он увидит, что материально-техническое обеспечение поступает "Хизбалле", то нанесет удар по этим грузам", - сказал в интервью журналу американский эксперт Дэвид Маковски.
После встречи с Путиным Нетаньяху сообщил, что Израиль и Россия создадут механизм координации, дабы предотвратить стычки между своими силами на сирийской границе.
"Путин явно упивается мыслью, что может отчасти возродить былое великолепие России на мировой арене, особенно на Ближнем Востоке, - добавил Маковски. - Но, если Россия намерена присутствовать в этом регионе, Путину нужно выработать основные правила вместе с Израилем".
Также по теме:
Глава МИД Франции Лоран Фабиус: "В Сирии нужны элементы правящего режима и умеренной оппозиции" (El Pais)
Путин озвучивает противоречивые сигналы по сирийскому вопросу (The New York Times)
"Башара Асада будут судить, как Милошевича" (Le Temps)
Сможет ли Россия стать реальным партнером по умиротворению в Сирии? (The New York Times)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях