Neue Zürcher Zeitung | 23 августа 2016 г.
Иран боится России, но и нуждается в ней
Моника Боллигер
"Всего через неделю после того, как Москва объявила на весь мир, что российские боевые самолеты начали летать на операции в Сирии с аэродрома неподалеку от иранского города Хамадан, Тегеран прекратил это сотрудничество", - пишет Моника Боллигер на страницах швейцарской газеты Neue Zuercher Zeitung.
Все дело в том, что разглашение Россией этой информации вызвало недовольство в Иране: Тегеран ожидал от нее большего такта. Как заявил в понедельник министр обороны Хоссейн Дегхан, русские "поступили не по-джентельменски, начав хвастаться".
Вообще, в Иране предоставление военной базы иностранному государству - кстати, первое со времен Второй мировой войны - непопулярно по историческим причинам; Тегеран неоднократно неудачно контактировал с крупными державами. Одним из самых известных слоганов Исламской революции был "Ни Восток, ни Запад - Исламская республика", этот лозунг подчеркивал радикальную политику независимости как от Запада, так и от Восточного блока, пишет журналистка.
Во время Второй мировой Советский Союз вместе с Великобританией оккупировали страну ради сохранности месторождений нефти и линий снабжения союзников. Для этого они в 1942 году свергли шаха, придерживавшегося нейтралитета, и посадили на трон его сына, которого удалось склонить к сотрудничеству, говорится в статье. После завершения войны британцы ушли, а СССР поначалу отказывался. В итоге Иран стал первой страной, которая обратилась с формальной жалобой в создававшийся тогда Совбез ООН. Еще одним случаем, когда Иран вновь стал разменной монетой из-за интересов крупных держав, стало организованное США и Великобританией свержение премьер-министра Моссадыка в 1953 году.
Поэтому известие об использовании российскими военными иранской военной базы вызвало неоднозначную реакцию, продолжает Боллигер. На прошлой неделе депутаты иранского парламента задали критические вопросы по поводу деятельности российских военных в Иране, а один из парламентариев указал на статью Конституции, запрещающий предоставлять военные базы иностранным державам.
Между тем за первоначальным разрешением Ирана пользоваться своей военной базой, помимо общих с Россией интересов по Сирии, могли стоять и военные соблазны, добавляет автор. В частности, Тегеран хочет купить российские истребители Су-30. Также Россия начала поставлять в Иран комплексы ПВО С-300.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях