Frankfurter Allgemeine | 23 апреля 2001 г.
Российский экономический советник - "пессимист и реалист в одном лице"
Редакция
Очень нелегко быть сегодня экономическим советником Владимира Путина. И тем труднее еще и потому, что он является убежденным сторонником свободного рынка в стране, в которой царят замшелые бюрократические структуры, и все вокруг подчинено их интересам. Для российского экономического советника Андрея Илларионова, неудобного многим сторонника либеральной экономики, который первым заметил признаки приближавшегося российского экономического кризиса 1998 года, есть только один путь для выполнения своей работы - быть "пессимистом и реалистом в одном лице".
Сегодня нет никаких поводов для большого оптимизма в отношении перспектив экономического развития России, так как кратковременный подъем в прошлом году, сопровождавшийся экономическим ростом в 7,7 процента, очевидно, сменился застоем. Помимо этого, упали цены на российскую нефть, что сводит на "нет" все экономические преимущества, которые обозначились для российских нефтедобывающих предприятий после падения курса рубля в 1998 году. Что же делать? Недавно корреспонденты "BusinessWeek" в России Пол Старобин и Кэтрин Белтон беседовали с Илларионовым о его идеях относительно путей выхода России из кризиса.
- Темпы роста промышленного производства в России продолжают снижаться. Думаете ли вы, что правительство недостаточно быстро проводит экономические реформы?
- Это принципиальная проблема. Некоторые люди считают, что мы двигаемся в этом направлении слишком быстро, другие, - что мы запаздываем. Я же задаюсь вопросом: "А двигаемся ли мы вообще?" Разумеется, тенденция к проведению реформ существует. И гораздо лучше двигаться медленно в правильном направлении, чем быстро - в неверном, а это означает, что следует согласиться с усилением государственного контроля.
Президент Путин демонстрирует совершенно особый стиль. К тому же, он не относится к политикам, которые пытаются одновременно браться за много дел сразу, а потом не доводят до конца ни одного из них. Вместо этого он концентрируется на двух-трех задачах и целенаправленно пытается их разрешить. Мне кажется, что такой образ действий заслуживает уважения. И конечно, только такая стратегия может быть эффективной.
- Будет ли снижение темпов роста производства стимулировать правительство к углублению реформирования экономики?
- Обычно кризисы являются предпосылкой для проведения экономических реформ. "Хорошие времена", когда в страну приходит много денег из-за рубежа, напротив, не способствуют реформам. Эти поступления формируются благодаря хозяйственной деятельности национальной экономики других стран и приходят к нам в форме кредитов МВФ, кредитов Мирового банка, двусторонних кредитов или кредитных портфелей инвесторов, а также за счет дополнительных доходов от экспорта сырья, нефти и электроэнергии. Такие доходы, раньше или позже, но обязательно принесут вред. Они ведь приводят к коррупции в органах власти и подрывают тем самым их способность проводить необходимые реформы.
Лучшие реформы - и это демонстрирует не только российский, но и мировой опыт - проводятся только тогда, когда страны глубоко увязают в кризисе. Как и любой нормальный человек, я, конечно, был бы счастлив, если бы можно не прибегать к жестким реформам? но в мировой истории, к сожалению, слишком мало примеров проведения успешных экономических реформ без предшествующего кризиса.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях