Статьи по дате

Le Temps | 23 апреля 2004 г.

ООН в Ираке - заложница повстанцев и коалиции

Ален Кампиотти

Когда год назад американцы пришли в Ирак, они думали, что пришли в Японию. Демократические оракулы из Пентагона объясняли, что преображение Ирака будет даже более легкой задачей, чем та, которую полвека назад довелось выполнять Дугласу Макартуру в Токио. Прошел год, страна истекает кровью, и все спрашивают: где же тот Макартур? Может быть, это Джон Негропонте, который с 3 тысячами чиновников поселится в посольстве, превращенном в крепость? Он и сам в это не верит. А может быть, это Лахдар Брахими, специальный представитель Кофи Аннана, который возвращается в Багдад с наброском некоего плана?

Когда на прошлой неделе Джорджа Буша спросили, кто будет осуществлять "суверенную" власть в Багдаде после ухода проконсула Пола Бремера, он ответил, что ждет решения Брахими. Джон Керри также говорит о семидесятилетнем алжирском дипломате как о спасителе, имя которого он, правда, еще не запомнил: демократический кандидат дважды назвал его "Брандини".

Этот поворот красноречиво свидетельствует о замешательстве американцев. Надежду возлагают на ООН, которую теперь хвалят в Белом доме (хотя Джон Керри уже давно выступает ее адвокатом). И ООН явилась в лице араба-суннита, бывшего знакомого Саддама Хусейна, который почти не скрывает своего негативного отношение ко всему американскому предприятию и к тому, как ведут себя оккупанты, например, в Эль-Фаллудже.

Лахдар Брахими, на обратном пути сделавший несколько остановок на Ближнем Востоке и в странах Европы, приехал, чтобы обсудить свой план с Кофи Аннаном. Через несколько дней он снова вернется в Багдад. Старый пессимист и реалист убежден в двух истинах, о чем он говорит в своих редких интервью: Ираку плохо под оккупацией, нужно как можно скорее провести выборы.

Перед этим следует окончательно похоронить американский проект, согласно которому вечером 30 июня Временный управляющий совет будет преобразован во Временное правительство. Большинство из 25 членов этого органа, созданного американцами, себя скомпрометировало. Лахдар Брахими предлагает заменить Совет командой компетентных технократов во главе с президентом, двумя вице-президентами и премьер-министром. Такая власть пользовалась бы большим доверием иракцев. "В этом я не уверен, но я на это надеюсь", - говорит представитель ООН.

Но тут же возникло препятствие. Не все члены Управляющего совета готовы быть похороненными заживо. Яростней других сопротивляется Ахмед Чалаби, которого бы уже давно отправили на свалку, если бы в Багдаде не сидели его защитники из Пентагона. Этот аферист, который снова принялся за свои делишки сразу же по возвращении из эмиграции, борется за выживание. Он нападает на ООН, в которой видит наибольшую угрозу для себя, и пытается изобразить ее коррумпированным врагом иракского народа: ведь именно эта организация после 1990 года следила за соблюдением режима санкций. Вот откуда "заградительный огонь" вокруг дела об управлении программой "Нефть в обмен на продовольствие".

В Управляющем совете Чалаби возглавляет финансовую комиссию. Его помощники вместе с британскими и американскими советниками рыщут в архивах, пытаясь поставить в затруднительное положение ООН. Они даже попытались скомпрометировать Кофи Аннана тем, что его сын Койо одно время работал в женевской компании Cotecna, участвовавший в наблюдении за выполнением ряда контрактов по линии программы "Нефть в обмен на продовольствие". Швейцарские дипломаты возмущены этот попыткой очернить Генерального секретаря ООН.

Но даже если препятствие в виде Чалаби будет устранено, горстке технократов не удастся переломить взрывоопасную ситуацию в Ираке. Вот почему Лахдар Брахими пытается привлечь к процессу стабилизации страны соседние арабские и мусульманские страны. Таким образом он хотел бы окончательно похоронить неоконсервативную химеру демократических преобразований "по японскому варианту". Алжирский дипломат говорит американцам, что "они должны согласиться жить с таким миром, каков он есть".

Ричард Армитидж, правая рука Колина Пауэлла, отправился на Ближний Восток, чтобы выступить там с тем же призывом.

Кофи Аннан пока не хочет заходить дальше. Все, что ООН может предложить, - это выступление в роли скромного политического катализатора. Если бы Генеральный секретарь захотел пойти дальше, он бы наверняка столкнулся с сильнейшим противодействием внутри организации.

Бойня 19 августа и смерть Сержиу Виейры ди Меллу не забыты. Ооновские кадры сделали из этой трагедии вывод: организация больше не может рисковать, выступая в роли агента оккупационных сил. В четверг утром Кофи Аннан напомнил формулу, которую он вписал в последнюю резолюцию Совета Безопасности: ООН полностью вернется в Ирак тогда, когда "это позволят сделать условия". Эти условия не появятся, пока материальная власть принадлежит американским генералам. А оккупационные войска не хотят уходить.

Источник: Le Temps


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru