The New York Times | 23 апреля 2007 г.
50 процентов хороших новостей - плохая новость для российского радио
Эндрю Крамер
Первая встреча нового руководства крупнейшей в России независимой службы радионовостей с журналистами сама стала новостным поводом: теперь, по словам менеджеров, 50% новостей о России должны быть "позитивными".
Кроме того, как рассказали журналисты "Русской службы новостей", новое - прокремлевское - руководство запретило упоминать в эфире лидеров оппозиции, а США приказало изображать в виде врага.
Что же считать позитивными новостями?
"Когда мы говорим о смерти, насилии или бедности, например, то это не позитивно, - рассказывает один из редакторов станции, который пожелал остаться неназванным, опасаясь гнева начальства. - Если фондовый рынок растет, то это позитивно. Погода тоже может быть позитивной".
Среди безжизненного пейзажа СМИ новости на радио оставались одним из немногих ярких пятен. Теперь, после введения правила "50% позитивного" в "Русской службе новостей", все меньше остается новостных каналов и изданий, неподконтрольных Кремлю. Они управляются либо прямо, либо с помощью национальной газовой компании "Газпром", которой принадлежат акции множества СМИ.
Три общенациональных телеканала уже принадлежат государству, хотя малотиражные газеты по большей части независимы.
Только в течение апреля один из лояльных президенту Владимиру Путину банков усилил контроль над независимым телеканалом, парламент в законодательном порядке запретил политический "экстремизм", а прокуратура стала преследовать тех, кто выступает с критическими замечаниями в интернете.
Кроме того, парламент рассматривает возможность усилить государственный контроль за новостными интернет-сайтами - значимость получения новостей через сеть растет, поскольку страна богатеет и увеличивается число представителей среднего класса, имеющих компьютеры.
Во вторник милиция провела обыск в фонде "Образованные медиа" - неправительственной организации, которая получает финансирование из США и Европы и поддерживает независимые СМИ. Милиция изъяла документы и компьютеры, в том числе серверы интернет-сайтов групп, связанных с фондом. В частности, прекратил работу сайт Фонда защиты гласности, правозащитной организации, которая публиковала отчеты о нарушениях в области свободы прессы.
"Россия выпала из списка стран, уважающих свободу прессы, - заявляет Борис Тимошенко, пресс-секретарь фонда.- У нас есть пропаганда, но нет информации".
Судя по всему, кампания, развернутая в этой области, направлена на закручивание гаек в преддверии осенних парламентских выборов, которые тщательно контролируются Кремлем. Цензура в России достигла своего пика с момента развала Советского Союза, говорят группы, наблюдающие за ситуацией в СМИ.
"Это не СССР, где каждое печатное издание или весь эфир проходили предварительную цензуру", - рассказывает в телефонном интервью Маша Липман, сотрудник Московского центра Карнеги. Используется другая тактика: средства массовой информации переходят под контроль государства, редакторам предлагают освещать события в России в более оптимистичном ключе или меняют на сторонников Путина.
Новые цензурные правила зачастую принимаются в расплывчатых формулировках постановлений, якобы направленных на защиту общественности. Так, в конце прошлого года генеральный прокурор и министр внутренних дел выступили в парламенте, где попросили депутатов разработать законопроект, запрещающий распространение в сети "экстремистской" информации. По словам критиков, эта формулировка подразумевает информацию о противниках Путина.
В пятницу Федеральная служба безопасности, наследница КГБ, в течение четырех часов допрашивала экс-чемпиона мира по шахматам и оппозиционного политика Гарри Каспарова по поводу интервью, которое он дал радиостанции "Эхо Москвы". Прокуратура обвинила Каспарова в том, что он сделал экстремистские заявления.
В среду парламент принял закон, позволяющий приговаривать к тюремному заключению на срок до трех лет за "вандализм" по политическим или идеологическим мотивам. И вновь, по словам правозащитных организаций, вандализм может трактоваться широко, охватывая акции гражданского неповиновения. В качестве пробы сил московская прокуратура начала преследование сотрудника политического фонда, которого обвиняют в публикации в интернете критических замечаний в адрес депутата парламента, сообщила в пятницу газета "Коммерсант".
Тем временем новости на государственных телеканалах лишь вежливо описывают официальные мероприятия. В прошлые выходные государственные каналы практически проигнорировали разгон митингов оппозиции в Москве и Санкт-Петербурге с применением насилия.
Например, телеканал "Россия" в прошлую субботу в последних известиях показал, как Путин посетил соревнования по боевым искусствам, где в качестве гостя присутствовал актер Жан-Клод ван Дамм. А в этот день на улицах столицы милиция настолько жестоко избила 54 человека, что те были вынуждены обратиться за медицинской помощью, сообщает Human Rights Watch.
Телеканал "Россия" и "Первый канал" принадлежат государству, канал НТВ в 2001 году был отобран у одного из критиков Кремля и теперь принадлежит "Газпрому". На прошлой неделе один из санкт-петербургских банков, имеющий связи с Путиным, увеличил свою долю в акциях РЕН-ТВ - канала, который до сих пор периодически демонстрировал критические репортажи. Сохранит ли канал свою независимость, вызывает беспокойство.
"Русская служба новостей" принадлежит лояльным Кремлю компаниям, в том числе "Лукойлу", хотя конкретные механизмы руководства службой не афишируются. Новые владельцы прежде не были связаны с редакционной деятельностью, рассказал в телефонном интервью Михаил Бакланов, бывший глава службы.
Служба предоставляет новости музыкальной радиостанции "Русское радио", имеющей, по данным рейтинговой компании TNS Gallup, семь миллионов слушателей.
Две недели назад акционеры потребовали увольнения Бакланова. Они назначили двух новых управляющих: Александра Школьника, директора детских программ государственного "Первого канала", и Всеволода Нерознака, ведущего новостей на "Первом канале". Оба они сохранили свои должности на государственном телевидении.
Именно Школьник озвучил правило о том, что 50% новостей должны быть позитивными, независимо от того, сколько катаклизмов обрушится на Россию в тот или иной день, рассказал один из редакторов, присутствовавший на собрании 10 апреля. Если есть сомнения, к какой категории отнести конкретное событие, рассказывает он, "мы должны спрашивать новое руководство".
"У нас проблемы с позитивной частью, уж вы поверьте", - говорит редактор.
На просьбу о комментариях Школьник не ответил. В интервью газете "Коммерсант" он отверг слова о том, что в эфире запрещено упоминать представителей оппозиции. Он заявил, что у Каспарова можно брать интервью, если тот согласится воздержаться от экстремистских заявлений.
Редактор службы новостей говорит, что изменения объясняются попыткой привлечь более широкую и молодую аудиторию. Однако многие работники редакции восприняли происшедшее как ужесточение политического контроля накануне выборов.
В четверг в новостях радиостанция сообщила о 75-й годовщине открытия московского метро. В завершении программы рассказали о том, что в российских поездах вводятся шестиместные купе вместо обычных четырехместных.
Слушатели уже начали выражать недовольство политикой "позитивных новостей".
"Хочу свежего утреннего эфира, а не засыпать! - жалуется один из слушателей на сайте станции, подписавшись как Сергей из Владивостока. - Может, хватит уже издеваться над аудиторией РСН? Нас и так осталось мало! Долой мутный неинтеллектуальный утренний эфир!"
В силу последних событий "Эхо Москвы" - дерзкая станция, предпочитающая острые новости и часто предоставляющая трибуну для представителей оппозиции - останется единственным независимым источником новостей на российском общенациональном радио. Что думает о случившемся Алексей Венедиктов, главный редактор "Эха Москвы"?
"Для "Эха Москвы" это хорошая новость, - считает Венедиктов. - Теперь у нас монополия. А с точки зрения страны это плохая новость".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях