Der Spiegel | 23 апреля 2007 г.
"Атмосфера страха"
Маттиас Шепп, Владимир Пылев
45-летний Андрей Илларионов, преподаватель и бывший советник Путина, - о причинах жестких действий Кремля против оппозиции и об отношении Запада к Москве
- Почти каждый уикенд в новостях мы видим одну и ту же картину: по приказу властей милиция избивает дубинками горстку оппозиционеров. Неужели президенту Владимиру Путину, несмотря на его популярность, без этого не обойтись?
- Власть имущие целенаправленно используют силу для запугивания населения. Они хотят сломить волю людей к сопротивлению и самостоятельности и постоянно повышают градус агрессии. В отличие от массового террора при Гитлере, Сталине и Мао, сейчас мы в России становимся свидетелями террористической кампании в отношении одиночек и мелких объединений.
- Кто ею руководит?
- Сотрудники спецслужб. К настоящему времени эти люди занимают более 70% всех ведущих постов в государственном аппарате. Разрушение ЮКОСа, концерна Михаила Ходорковского, убийство журналистки Анны Политковской, отравление полонием бывшего агента Александра Литвиненко - целью всего этого является одно: держать общество в постоянном страхе. Так его легче контролировать. Лишь по этой причине подконтрольные государству средства массовой информации имеют возможность подробно освещать эти события. Это способствует нагнетанию атмосферы страха.
- Кто принимал решение о подобной жесткой расправе с демонстрантами, президент или его окружение?
- Безусловно, это не уровень министра внутренних дел Рашида Нургалиева. Трудно себе представить, чтобы подобное решение было принято без ведома первых лиц государства.
- Власти в стране ничто не угрожает. Рост экономики составляет 6%, россияне проводят отпуска за границей, покупают машины. Почему Кремль не может согласиться с мирными протестами?
- У сегодняшних правителей другая логика. Путин как-то сам сказал, пожалуй, с полным на то основанием, что бывших чекистов не бывает. Еще во время учебы их натаскивают на поиск врагов. И если таковых не имеется, то они создают их себе сами.
- Россия - это диктатура?
- Во всяком случае, уже не свободная страна. Мы движемся в направлении Зимбабве.
- Вы все же преувеличиваете.
- Нет. У нас тоже последовательно вымываются все демократические институты. Мы больны зимбабвийской болезнью. Поэтому Россия становится все более изолированной от внешнего мира, поэтому рост экономики замедляется. По такому показателю, как рост экономики, среди пятнадцати бывших советских республик Россия занимает третье место с конца.
- Западные бизнесмены ценят стабильность, которая появилась при Путине. Не следует ли им прекратить вкладывать деньги в Россию?
- Это их решение, они сами должны оценивать политические риски.
- Спикер парламента Борис Грызлов одобрил действия милиционеров, избивавших старушек, сказав, "что они сделали все правильно". В понедельник и вторник в Берлине он встречается с лидерами фракций и министром иностранных дел Франком-Вальтером Штайнмайером.
- Я бы поостерегся давать советы немецким депутатам. Если Грызлов оправдывает применение силы в отношении оппозиции, то, по сути, он одобряет то, что наш уголовно-процессуальный кодекс называет бандитизмом. Не демонстранты, а милиционеры вели себя как бандиты. С одобрения власть имущих милиция действовала как террористическая группировка.
- В течение пяти лет вы служили Путину как посредник в G-8. Стоило ли Западу за нарушение принципов демократии исключить Россию из клуба ведущих индустриальных держав?
- Не нужно переоценивать возможности Запада, которыми он располагает для давления на Россию.
- Пойдет ли Путин в марте будущего года на третий срок, который не предусмотрен конституцией?
- Путин часто говорил, что он этого делать не будет. Но в его окружении есть люди, которые толкают его на этот шаг. Они многое делают для того, чтобы он вынужден был остаться.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях