Libération | 23 апреля 2012 г.
Обычные пытки татарской полиции
Вероника Дорман
История Сергея Назарова, скончавшегося после допроса в отделении казанской полиции, где его, заставляя признаться в преступлении, которого он не совершал, изнасиловали бутылкой из-под шампанского, в отличие от предыдущих подобных дел, получила широкую огласку в СМИ и спровоцировала общественное обсуждение проблемы институционального насилия, охватившего Россию, пишет Libération. В Казани и других городах десятки жертв наконец смогли рассказать о случаях пыток, применявшихся по отношению к ним полицейскими, которые так никогда и не были расследованы.
"Рассказы жертв свидетельствуют о том, что "работа" полицейских заключалась в получении признаний под пыткой без попыток установить истину, полицейские даже находили в этом удовольствие", - констатирует корреспондент Вероника Дорман. "Самый быстрый способ раскрыть преступление - получить признательные показания, - объясняет юрист ассоциации "Агора" Павел Чиков. - Инспекторы, следователи, прокуроры и судьи оцениваются по статистике раскрываемости, поэтому необходимо найти эффективный способ делать цифру". Первородный грех полицейской вертикали - эта "палочная система", унаследованная от советских "планов достижений": советская теория права и уголовный кодекс основывались на том, что главная задача правоохранительных органов - искоренить преступность, якобы полностью отсутствующую в коммунистическом обществе, отсюда - необходимость из года в год улучшать показатели. "Квоты есть на все: число зарегистрированных жалоб, раскрытых преступлений, заведенных дел, проведенных процессов, - в результате образуется слаженная цепь, каждое звено которой несет ответственность за злоупотребления, - продолжает Чиков. - Отсутствие преступлений портит статистику. Поэтому нередко полицейские сами инсценируют преступления, чтобы их раскрыть".
К "палочной системе" добавляется конфликт интересов, как только речь заходит об иске против сотрудников полиции. "Следователи и инспекторы работают рука об руку над раскрытием преступлений. Если ты решаешь подать иск против полицейского, навредившего тебе, ты обращаешься к его коллеге-следователю. Поэтому большинство жалоб отклоняется. Кастовая солидарность обязывает", - рассказал изданию бывший следователь, а ныне адвокат Рамиль Ахметгалиев. "Результатом становится безнаказанность, позволяющая полицейским злоупотреблять своей властью на всех уровнях, - отмечает газета. - По данным официальной статистики СКР, ежегодно на сотрудников правоохранительных органов подается около 80 тыс. жалоб, а уголовных дел заводится всего около 4 тыс. То есть 95% жалоб бесследно исчезает, хотя 60% из них обоснованы, уверяет Чиков. Он настаивает: пытки в полиции - не новое и не свойственное исключительно Казани явление. Они применяются по всей России на протяжении десятилетий".
Столкнувшись с волной возмущения, власти вынуждены были признать, что полицейские, осуществлявшие пытки в "Дальнем", не садисты-одиночки, инцидент с которыми можно свести на нет, принеся извинения семьям жертв. Эти инспекторы, в первую очередь, - продукт системы и доказательство провала реформы полиции, инициированной уходящим президентом Дмитрием Медведевым, подчеркивает издание.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях