Статьи по дате

Newsweek | 23 августа 2004 г.

После десятилетней войны чеченцы ищут мира за рубежом

Оливер Баллоу

Ума не хотела иметь с чеченской войной ничего общего и пересиживала бои в сотнях километров от родины. Но война нашла ее и там.

"Они схватили моего двоюродного брата, и он по телевидению признался в убийстве 200 человек. Теперь моей семье объявили кровную месть. Они сказали, что будут убивать и женщин, так что никто из нас не может быть в безопасности", - сказала 34-летняя чеченка.

Она хочет сбежать за границу, в любую страну, которая ее примет, и примкнуть к тысячам чеченцев, уезжающим ежемесячно, что делает их самой большой в мире группой беженцев. Многие из них жалуются на предвзятость и враждебность в России. По данным ООН, почти 37 тыс. граждан России - в основном из Чечни - попросили политического убежища на Западе за год по состоянию на апрель. Как только это будет возможно, Ума, ее муж и их пятеро детей присоединятся к ним. Чеченцы отвергают заявления российских властей, что они уезжают по экономическим соображениям, и утверждают, что их жизни в опасности.

"Когда милиционеры избили моего деда, мы решили, что эта война никогда не закончится. Раньше мы и не думали уезжать", - говорит Ума, гладя по черноволосой голове своего 7-летнего сына, читающего детскую книжку с картинками.

Российская армия сражается с чеченскими сепаратистами уже десять лет. Президент Владимир Путин говорит, что мятежники почти повержены и ситуация близка к нормализации. Но ежедневно в столкновениях гибнут боевики, милиционеры и солдаты, а правозащитные организации сообщают, что мирное население терроризируют постоянными ночными рейдами люди в камуфляже на военных автомобилях без опознавательных знаков - стороны конфликта обвиняют в этом друг друга.

"Недавно был убит 24-летний здоровый человек, а власти заявили, что он умер от сердечного приступа. Что тут можно сказать? Если происходит такое, не удивительно, что люди хотят уехать", - говорит Светлана Ганнушкина, глава правозащитной организации "Гражданское содействие", оказывающей людям медицинскую и юридическую помощь.

"Кто уезжает? Люди, у которых есть кое-какие деньги, но которые их почти полностью потратили. У многих чеченцев есть золото, это считается престижным, так что у них есть, что продавать".

Она говорит, что чеченцы, которые остались на родине, не могут найти работу и им отказывают в помощи правительства, что делает их жизнь невыносимой.

Чеченцы, перебравшиеся в другие регионы России, часто не могут получить легальную регистрацию, их дети не могут пойти в школу.

Российские и промосковские чеченские власти не дают комментариев по поводу тысяч чеченцев, бегущих из страны, но министерство иностранных дел обвинило США в том, что, предоставив в прошлом месяце лидерам боевиков убежище, они наносят вред "войне против терроризма".

Они заверяют, что больше беженцев возвращаются в Чечню из соседних регионов, чем уезжают, а чеченцы, бегущие за границу, используют опасность как оправдание для получения политического убежища в другой стране.

"Если бы они уезжали только из соображений безопасности, они ехали бы в российские регионы. Но они уезжают за границу. Они хотят жить в богатой Европе", - говорит Таус Джабраилов, председатель Государственного совета Чечни.

Исход чеченцев усложняет попытки России стабилизировать ситуацию в Чечне, поскольку страна лишается многих молодых образованных профессионалов.

"Наши дети вырастут за рубежом, выучат новый язык и, я думаю, никогда не вернутся. Но я хотела бы умереть и быть похороненной у себя на родине, - говорит Ума. - Бедная Чечня! Все лучшие люди умерли или уехали. Как же может когда-нибудь стать лучше?"

Источник: Newsweek


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru