Financial Times | 23 августа 2005 г.
США утрачивают контроль над Азией
Виктор Моллет
Если кто-то сомневается в том, что баланс сил в Тихом океане меняется, пусть посмотрит на китайско-российские военные учения.
Трудно представить себе менее приятное для Вашингтона событие, чем совместная демонстрация силы бывшей и будущей сверхдержав, которые забыли о своих разногласиях и нашли обоюдный интерес в противостоянии США - единственной сверхдержаве сегодняшнего дня.
Взаимная подозрительность, характерная для китайско-советских отношений периода холодной войны, не исчезла бесследно. Но коммунистические лидеры Китая и президент России Владимир Путин обеспокоены распространением демократии у своих границ и боятся оказаться в американо-натовском окружении. Пекин и Москва совместно потребовали от США вывода военных баз из Центральной Азии.
У России есть оружие на продажу. У Китая, который модернизирует вооруженные силы, есть деньги, чтобы его купить. Учения во Владивостоке и китайской провинции Шаньдун преподносятся как миротворческая миссия в духе ООН. На деле маневры с участием почти 10 тыс. военнослужащих дают Китаю возможность потренироваться в высадке морского десанта, что в один прекрасный день может произойти на Тайване, а России позволяют продемонстрировать стратегические бомбардировщики, которые она может продать китайским ВВС.
С чисто военной точки зрения у США нет серьезных поводов для беспокойства. Их технологии впереди на годы. И у США есть свои союзники: вчера армии США и Южной Кореи начали ежегодные учения, основанные на гипотетической атаке со стороны КНДР. Говорят, что это крупнейшие в мире учения в области компьютеризованного командования и контроля.
Однако ситуация на Корейском полуострове свидетельствует о том, насколько быстро ослабевает влияние Вашингтона в Восточной Азии. В Южной Корее на удивление мало тех, кто разделяет тревогу США по поводу ядерных оружейных программ КНДР. Напротив, опросы общественного мнения показывают, что многие молодые граждане Южной Кореи в случае войны были бы на стороне Пхеньяна, а не США.
Количество американских военнослужащих, находящихся в Южной Корее, сокращают на треть, примерно до 25 тыс., в рамках глобальной реорганизации американских сил и установки на "стратегическую гибкость". Это разумно с военной точки зрения, но политический императив тоже присутствует: Южная Корея не хочет, чтобы американские войска, базирующиеся на ее территории, использовали в какой-либо операции, которая может вызвать недовольство Пекина.
Подобно многим странам Восточной Азии, включая Австралию, Южная Корея вовлекается в экономическую орбиту Китая. В Вашингтоне царит пессимизм по поводу шестисторонних переговоров по КНДР с участием Китая, США, Японии, России и двух Корей. Четвертый раунд переговоров должен возобновиться на будущей неделе, но лишь от Японии можно ожидать жесткой линии в отношении КНДР, главным образом из-за давних похищений КНДР японских граждан.
Даже в Японии, главной союзнице Вашингтона в Тихом океане, перспективы США туманны. Дзюнъитиро Коидзуми, премьер-министру и другу Джорджа Буша, в сентябре предстоят выборы. Главный вопрос - экономическая реформа, но слева от Коидзуми Демократическая партия Японии, которая обещает вывести японские войска из Ирака, а справа националисты, которым антиамериканские настроения свойственны не меньше, чем антикитайские.
США ищут новых друзей в Азии и обхаживают Индию. Вашингтон даже ослабил запрет на совместные военные учения с Новой Зеландией, введенный два десятилетия назад в наказание за антиядерную позицию этой страны.
Этого недостаточно. Проблема Вашингтона в Азии заключается в том, что, хотя его военное превосходство очевидно, его региональная дипломатия слаба, отчасти потому, что силы оттягивает война в Ираке.
Когда американские политики все же вмешиваются в азиатские дела, главное внимание уделяется не демократии, а терроризму и защите американской индустрии от китайской конкуренции. Это не совпадает с настроениями азиатских народов и правительств. Интерес США к правам человека и демократии достаточен, чтобы раздражать президентов Путина и Ху Цзиньтао, но недостаточен, чтобы воодушевить простых людей, которые стали бы их естественными союзниками. При всей мощи американского флота влияние США в Азиатско-Тихоокеанском регионе идет на спад.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях