The Guardian | 23 августа 2005 г.
Иранские рокеры борются за то, чтобы их услышали
Роберт Тейт
Гитарные соло и запоминающиеся темы клавишных - это не просто реверанс в сторону Pink Floyd, Yes, Deep Purple и других стареющих легенд британского рока 1970-х годов.
Но даже если они превзойдут своих кумиров в музыкальной виртуозности, музыканты группы Норика Мисакяна вряд ли повторят их путь к мировой известности и богатству. Одна из сотен иранских рок-групп, появляющихся вопреки официальному неодобрению, ни разу не получила возможности сыграть вживую даже в самом маленьком зале.
Но четверо музыкантов не расстаются с надеждой сделать музыку источником своего существования. Они пытаются преодолеть культурные и бюрократические барьеры, отделяющие их от аудитории, и получить разрешение на издание своего первого альбома.
Они постоянно сталкиваются с подозрительностью исламских властей Ирана, считающих рок символом западного упадничества и политического протеста.
"Мы плывем против течения и понимаем, что это может оказаться невозможным, - сказал 34-летний Мисакян, соло-гитарист и автор песен группы. - С получением разрешения масса проблем, и группы часто отказываются от этой идеи. Для нас важна не финансовая сторона, а расширение границ, появление альбома на прилавках".
Министерство культуры и Исламское управление уже запретили инструментальный альбом из 10 композиций, заявив, что рок - это порождение наркоманов.
Группа вновь подала заявление, и это станет важной проверкой культурного климата при новом президенте Ирана, консерваторе Махмуде Ахмади Нежаде. Продюсер пытается убедить власти, что альбом преследует исключительно музыкальные, а не политические цели.
Альбом - это плод двух с половиной лет труда в подвальной студии в Тегеране.
В случае получения разрешения группа собирается распространять альбом на DVD в Европе, США, странах Персидского залива и Иране.
Без такого разрешения группа никогда не сможет выступать на сцене. Добиваться разрешения на живые концерты могут только артисты, которым разрешено выпускать CD. "Прожить рок-музыкой в Иране невозможно, - сказал 30-летний басист Эдвин Маркарьен. - Играешь для себя. Это искусство ради искусства".
Министерство культуры подвергает весь предлагаемый материал цензуре с точки зрения музыки и текста. Чтобы развеять его подозрения, некоторые группы пишут песни без слов. Но министерство часто отвергает их, так как считает рок культурно неприемлемым.
Некоторые музыканты в ответ создали свои сайты. Другие устраивают концерты в частных домах и на подземных автостоянках, рискуя подвергнуться наказанию плетьми в случае, если их поймают.
Однако в конкурсе, организованном сайтом Tehran Avenue, решили принять участие 86 исполнителей, из которых более 80% представлены рок-группами.
Рок, популярный до революции 1979 года и прихода к власти религиозного лидера аятоллы Хомейни, вернулся в 1990-е, после культурной оттепели, начатой президентом Акбаром Хашеми Рафсанджани и продолженной его преемником Мохаммедом Хатами.
В результате стали доступными композиции таких музыкантов, как Дэвид Боуи, Led Zeppelin и Radiohead. Однако Мадонна и ABBA остаются под запретом, так как ислам запрещает женское пение.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях