Le Figaro | 23 августа 2005 г.
"Антитерроризм", новая дисциплина в американских вузах
Ж. Ф.
"Багдад, Лондон, Мадрид. Это самая серьезная угроза. Я пытаюсь привлечь внимание своих студентов к теме самодельных взрывных устройств". Отставной капитал ВМФ Роберт Джирейс, проработавший 27 лет в разведке, читает сегодня лекции по борьбе с терроризмом в Рочестерском технологическом институте штата Нью-Йорк. Это одно из 200 американских высших учебных заведений, которые после событий 11 сентября включили в свои программы такие предметы, как "терроризм", "внутренняя безопасность" и "оружие массового поражения".
Введение этих предметов отвечает пожеланиям студентов - наподобие тому, как холодная война породила интерес к изучению русского языка и профессии разведчика. Речь идет и о потребностях рынка труда. "В ближайшие десять лет внутренняя безопасность будет самым крупным работодателем в госсекторе", - утверждает Стивен Дэвид, профессор международных отношений. Он руководит курсами по подготовке специалистов в области безопасности, открытыми два года назад в университете Джона Хопкинса в Балтиморе. Департамент внутренней безопасности выделил 64 млн долларов на поощрение преподавания соответствующих предметов и научные исследования в данной области.
Первые программы, вроде той, что была принята Рочестерским технологическим институтом, были рассчитаны на небольшое количество учебных часов и имели узкую направленность (подготовка спасателей, пожарных, санитаров и полицейских - тех, кто должен "первым прибывать на место происшествия"). В дальнейшем некоторые крупные университеты разработали более масштабные программы. Так, Университет Сан-Диего в прошлом году учредил "магистратуру по внутренней безопасности".
Учебные программы предстояло наполнить содержанием. "Сразу же после 11 сентября мы поняли, что должны будем в сжатые сроки подготовить новое поколение специалистов, но еще плохо представляли себе, специалистов в какой именно сфере", - вспоминает Дэвид Гольдфишер. "Даже Департаменту внутренней безопасности, в который мы обратились, было трудно определить потребности". В Колорадском университете он основал консорциум из 150 американских университетов, которые объединили имеющиеся ресурсы и обмениваются идеями по поводу своих программ.
"Большинство этих предметов уже преподавалось, но раздельно. Новое заключается в том, чтобы объединить их, - подчеркивает Стивен Дэвид. - Нужно сделать так, чтобы те, кто получил политологическое образование, смогли узнать о специфике использования биологического и ядерного оружия, а научные специалисты больше узнали об исламе".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях