Financial Times | 23 августа 2007 г.
Уберите сабли в ножны
Редакция
Фотографии российских истребителей, патрулирующих небо над Атлантикой, вселяют страх в души тех, кто вспоминает холодную войну. Однако подобная эмоциональная реакция не должна означать, что миру грозит новая вооруженная конфронтация между Востоком и Западом.
США или ЕС также не следует проявлять чрезмерную обеспокоенность по поводу недавнего увеличения расходов России на оборону. Это политические, а не военные жесты.
Цель президента Владимира Путина - частично восстановить престиж и мощь, утраченные с крахом Советского Союза. Президент использует положение России как энергетического поставщика для наращивания влияния, особенно в бывшем советском блоке. Он также пытается вернуть России роль доминирующей силы в бывшем Советском Союзе, даже ценой риска спровоцировать насилие, как в конфликте с Грузией.
Наконец, он повышает градус на арене стратегических вооружений, отвечая, как ему кажется, на рост угрозы со стороны США в форме американских планов создания баз ПРО в Восточной Европе. Он даже ставит под сомнение договоры по контролю над вооружениями, которые на протяжении десятилетий поддерживали отношения между Востоком и Западом.
Кремль играет и на иностранную, и на внутреннюю аудиторию. За границей он представляет себя альтернативным центром силы в мире, где доминируют США. Дома он играет на патриотизме для расширения своей популярности в преддверии президентских выборов в следующем году.
На внутренней арене его политика работает, поднимая и без того выросшие до небес рейтинги Путина. На глобальном уровне результаты смешанные. Хотя мир полон антипатии в отношении США, в частности, по поводу Ирака, Россия не смогла использовать это для собственной выгоды.
Военные риски российского бряцания оружием низки. Даже в свете недавнего увеличения оборонного бюджета он составляет всего 5% от расходов США. России грозят серьезные управленческие сложности в деле обновления ее арсеналов советской эры. Хотя в России есть первоклассные ученые, ее военная промышленность - это тень ее былых масштабов. Кремлевские чиновники знают, что Советский Союз надломили попытки состязаться с США - и посему совершенно правы в своем нежелании повторять ту ужасающую ошибку.
Однако за воинственность Путина приходится платить серьезную политическую цену. Она отравляет атмосферу между Россией и Западом и осложняет сотрудничество, в том числе, и по вопросам, важным для Москвы, таким как исламский терроризм, стабильность на Ближнем Востоке, ядерное распространение и необходимость пересмотра договоров по контролю над вооружениями эры холодной войны.
Лучшим ответом со стороны США и ЕС стала бы попытка координации политики в отношении России, смягчение риторики и надежда на то, что после выборов следующего года Кремль усвоит менее агрессивный тон.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях