Globe and Mail | 23 августа 2010 г.
Россия подогревает рискованный иранский гамбит
Орель Брон
Россия приняла опасное решение начать загрузку топлива в атомный реактор в Бушере, пишет на страницах Globe and Mail политолог из университета Торонто Орель Брон. Некоторые возражают, что АЭС в Бушере имеет лишь косвенное отношение к предполагаемым разработкам ядерного оружия в Иране. Россия также заверяет, что будет возвращать себе отработанное топливо. "Однако с учетом ряда факторов: плохого, как показала практика, контроля над ядерными материалами в России, широкой системной, разъедающей все структуры российской коррупции, а также решимости Ирана - трудно должным образом гарантировать, что Тегеран не получит доступа к расщепляющимся материалам", - пишет автор. Как минимум, в ходе эксплуатации современного реактора Иран приобретет дополнительное ноу-хау, применимое в военных целях.
Но еще опаснее Бушер как знаковое явление, считает автор статьи: "Как раз в тот момент, когда новые санкции против Ирана становятся болезненными, Тегеран одержал колоссальную пиар-победу с крупными практическими последствиями". Подготовлена почва для того, чтобы Кремль нарушал и другие санкции, а Китай и другие страны свободнее снабжали Иран всем необходимым для разработки ядерного оружия. И наконец, российский шаг дал понять западным союзникам, что "перезагрузка" предполагает ограничения лишь для Запада.
По мнению Брона, есть три мотива, по которым Россия приступила к загрузке топлива именно сейчас: первый - ее напористость на международной арене, второй - ее энергичное соперничество с Турцией за влияние на Ближнем Востоке, третий - мнение Путина, что "Россия в силах манипулировать Ираном, укреплять региональное влияние Москвы и ограничивать влияние США". За поощрение ядерных амбиций Ирана и срыв санкций Россия может заплатить очень высокую цену, заключает автор.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях