The Christian Science Monitor | 23 августа 2016 г.
Год спустя российскую войну в Сирии едва ли можно назвать затяжной
Говард Лафранчи
"Когда год назад российский президент Владимир Путин отправил войска спасать Башара Асада в Сирии, президент Обама предсказал, что русские в конечном итоге увязнут в этой "трясине". На сегодняшний день Россия едва ли увязла - наоборот, она восстановила свой статус силы на Ближнем Востоке", - пишет журналист The Christian Science Monitor Говард Лафранчи.
"Все понимают, что на Ближнем Востоке произошло заметное изменение, россияне снова в игре, и приходится принимать их в расчет", - говорит Николас Гвоздев, эксперт по России в колледже ВМС США в Ньюпорте, Род-Айленд. "Путин намеревался вернуть Россию на первый план в международных расчетах, и на данный момент он этого достиг".
Как отмечает автор статьи, возвращение значимости России на Ближнем Востоке соответствует изменению международного баланса сил при Обаме, в ходе которого фокус и активы Америки сместились из региона в сторону Азии. "Это изменение баланса открыло путь для других держав - в первую очередь для России - к наращиванию силы в регионе, где Америка десятилетиями правила безраздельно", - говорится в статье.
Однако эти успехи дались россиянам не даром и могут оказаться еще более дорогостоящими, подчеркивает Лафранчи. "Если они обнаружат, что не могут просто сняться и уйти, и вынуждены будут продолжать участвовать [в сирийском конфликте], чтобы сохранить свои достижения, то в какой момент это станет трясиной?" - рассуждает Пол Стронски, старший научный сотрудник программы "Россия и Евразия" Фонда Карнеги за международный мир (Вашингтон).
"России удалось восстановить свои позиции в регионе отчасти благодаря тому, что она ставила узкие цели - кое-что, чему США могли бы поучиться", - полагает Гвоздев. Автор комментирует, что эти узкие цели - часть более широких представлений о присутствии России на Ближнем Востоке. "Турция и Иран - это ключевые элементы планов России по увеличению продаж энергии: на запад через Турцию в Европу в обход Украины, а на восток - через Иран в Индию и на другие южноазиатские рынки. Воздушные удары с территории Ирана позволили России продемонстрировать свои бомбардировщики и другие вооружения голодному региональному рынку оружия", - указывает журналист.
Между тем Стронски не исключает, что ведущий фактор в расчетах Путина - это внутриполитические результаты: в преддверии парламентских выборов в сентябре российский лидер заботится о том, какой имидж страны увидят россияне.
"Сигнал такой, что путинская Россия - это верный союзник", - полагает Стронски: спасение Асада и возобновление связей с региональными силами на Ближнем Востоке представляет собой обнадеживающую картину для россиян.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях