Le Monde | 23 декабря 1999 г.
Новая Дума будет более разнообразной по своему составу, чем предшествующая
Агат Дюпарк
Руководитель известной аналитической группы "Меркатор" Дмитрий Орешкин делится с корреспондентом своими соображениями по поводу прошедших в России выборов. По его словам лидеры Башкирии, Татарии, Московской области оказали сильное влияние на результаты голосования.
- Ваша группа является партнером Центральной избирательной комиссии. Состоявшиеся в воскресенье выборы прошли без нарушений и фальсификаций? - спрашивает у Орешкина корреспондент газеты.
- Мы пока не располагаем информацией, которая позволяла бы говорить о мошенничестве или фальсификациях. Некоторые российские регионы сильно задержались с передачей данных в центральную информационную систему. Чем больше эта задержка, тем больше оснований для сомнений в достоверности. После того, как данные попали в этот так называемый электронный почтовый ящик, фальсифицировать их почти невозможно. Фальсификации возможны до этого этапа, в регионах.
- О каких регионах Вы говорите?
- Речь, прежде всего, идет о Башкирии, Татарии и Московской области. Что касается прошедших выборов, то явно бросается в глаза, что руководители названных регионов оказали сильное влияние на результаты голосования. Там, где они поддерживали "Единство", блок одержал победу с большим отрывом до других партий. То же самое происходило с ОВР и КПРФ. Совершенно ясно, что "административное давление" не является чем-то новым, но на этот раз оно приняло крайние формы.
- О каком давлении Вы говорите?
- Рассмотрим случай с республикой Башкирия и ее президентом Муртазой Рахимовым, одним из руководителей ОВР. На наш сайт в Интернете приходят многочисленные жалобы. Группа студентов из Уфы рассказала нам, как в день голосования их вызвали в администрацию института. Им приказали проголосовать за объединение ОВР, сказав, что в противном случае, они будут отчислены. Аналогичным образом развивались события в дальневосточных регионах - во Владивостоке и на Чукотке, где ОВР одержала убедительную победу.
- Можно ли предполагать, что Центральная избирательная комиссия запросит отчеты о выборах в этих регионах?
- Если ЦИК посчитает, что права избирателей были нарушены, то она может создать комиссию для проведения проверки на местах. Я думаю, такие проверки возможны в Башкирии и Московской области, где совершались постыдные поступки. Когда губернатор Анатолий Тяжлов понял, что проигрывает, региональная избирательная комиссия закрыла все окна и двери и перестала отвечать на телефонные звонки. Неизвестно, что происходило с избирательными бюллетенями...
- Сам Кремль через СМИ оказывал беспрецедентное давление в пользу "Единства"...
- Да. Но административное давление может оказываться в форме прямых угроз в адрес руководителя университета или директора завода, который в значительной степени зависит от региона. Когда ему говорят: " Сделай так, чтобы твои люди проголосовали за тот или иной список, иначе я оторву тебе голову, уволю или отключу газ" - это и есть административное давление. Когда запугивают крестьянку или студента, то тут уже воинственный и примитивный прямой диктат. В этом смысле, информационную войну, развернутую Кремлем, можно назвать формой "интеллектуального" давления. Ведущий тележурналист ОРТ Сергей Доренко, прозванный "информационным киллером", занимался очернением Юрия Лужкова. Это отвратительно, но все же похоже на открытую борьбу, некое подобие конкуренции, поскольку существуют СМИ Лужкова, способные дать ответ.
- Не вызывает ли удивления тот факт, что в нынешних политических условиях, созданное три месяца назад "Единство" сумело так быстро взлететь?
- "Единство" - это мыльный пузырь, надутый накануне выборов, чтобы собрать голоса тех, кто еще не сделал свой выбор. Речь идет о гражданах, которые не хотел голосовать за коммунистов, правых либералов или москвича Лужкова. Это провинциальный блок для провинциалов, испытывающих ностальгию по таким ценностям, как "сильное государство", "понятная и простая власть".
- Есть ли у "Единства" политическая программа?
- Вы думаете, что коммунистический электорат голосовал за идеи? Коммунисты не выступают ни за национализацию, ни за равенство. Они хотят вернуться в прошлое и жить в "великой стране". Всем известно, что лидеры "Единства" не являются политиками. Их можно сравнить с тремя тряпичными куклами, которых поставили во главе избирательного списка сказав при этом, что их поддерживает "настоящий мужчина" Владимир Путин: тот, кто поставил на место Чечню, кто жестко говорит со всем остальным миром, кто утверждает, что Россия является не самой последней страной на этой планете. Я думаю, что победа "Единства" во многом объясняется нынешним отношением россиян к Западу, который повел себя не очень честно, начав процесс расширения НАТО.
- Насколько жизнеспособен блок, сформированный "Единством"?
- Кого может объединить партия, созданная губернаторами? Никого. Каждый губернатор является хозяином своего региона. У него свои органы власти, свои бандиты, свои прокуроры, свои судьи. Их объединяет лишь то, что, направляя своих представителей в Думу, эти "феодалы" рассчитывают с их помощью подольше оставаться у власти. Неизвестно, сумеют ли они проводить согласованную политику в Думе, где будут заседать их лоббисты. Новая нижняя палата будет, по моему мнению, более разнообразной по составу, чем предшествующая. В Думе будут представлены 6 партий и "независимые" кандидаты. Появятся более широкие возможности для политических маневров.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях