Статьи по дате

Financial Times | 23 декабря 2002 г.

Рождество в прошлом

Корреспондент

Рождество уже не то, что прежде. С каждым годом украшено все меньше домов, реже поют колядки на улицах, каштаны не так звучно лопаются на открытом огне, неохотней съезжаются люди, чтобы слиться в семейном рождественском единении.

И отлично.

Чему радуемся-то? Вдумайтесь в истоки традиции - не в младенца Христа в вифлеемском хлеву, а в самые истоки того Рождества, которое отмечается нынче в большей части мира.

Идея, разумеется, куда старше, чем Рождество Христово. Задолго до того как церковь проделала старый трюк, похоронив языческий праздник под христианским, римляне отмечали в этот день зимнее солнцестояние, когда дни начинают удлиняться, а солнце забирается все выше в небо.

В ту пору вам было просто необходимо слегка развеяться от холода и мрака европейской зимы. А когда, несколько столетий спустя, пришла промышленная революция и принесла с собой болезни, скученность, бедность и тяготы, свойственные массовой урбанизации, чтобы развеяться, требовалось уже куда больше. Иначе говоря, если бы Рождества уже не было, его следовало бы придумать.

Именно это, в большей или меньшей степени, и проделал Чарльз Диккенс. До него Рождество отмечалось вяло, и Диккенс изобрел "традиционный" - и весьма, кстати, нерелигиозный - праздник, к которому мы сейчас привыкли. Этот слащавый сентименталист заставил людей плакать на улицах при мысли о Рождестве, как он его понимал, а понимал он его как время примирения, любви, смеха, семейных сборищ. Ветки омелы, индейка, мятный пирог и поленья,

потрескивающие в очаге.

Но нам-то сегодня что нужно от этого старомодного Рождества? Благодаря глобальному потеплению даже те, кто живет в северных широтах, не ощущают языческой потребности праздновать начало конца зимы. Столетия назад зимы в Лондоне были такими промерзлыми, что люди в Рождество катались на Темзе на коньках. При нынешних темпах потепления мы скоро будем загорать на ее берегах.

Не нужен нам этот день и как передышка от повседневной нужды. Почти в любом смысле те из нас, кто живет в развитых странах, далеки от нужды как никогда. Мы теперь празднуем Рождество не потому, что у нас чего-то мало, а потому, что всего много. Праздник - это громоотвод, позволяющим спустить излишки богатства.

С благосостоянием пришли более легкие отношения с собратьями-людьми. Книги Диккенса положительно поражают тем, как много злых, гнусных и вредных особей населяло мир, в котором он жил. Рождество было единственным днем, когда можно было немного передохнуть от этой воистину беспросветной неучтивости. Но кому нужно это сейчас, когда мы все такие чертовски обходительные?

Празднование Рождества принимало множество форм за столетия своего существования, и не следует удивляться, если оно снова изменится, приспособившись к новым, лучшим временам. Так что давайте приветим новое, усовершенствованное его обличье веселым настроением духа и размашистым расточительством, не горюя больше по мрачному, давно ушедшему прошлому. Рождество в прошлом? Что за вздор!

Источник: Financial Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru