The New York Times | 23 декабря 2003 г.
Красней, когда спускаешь воду, это ради искусства
Сара Лайолл
"Это туалет? О нем все говорят", - молодой человек с недокуренной сигаретой быстро шел по улице. Но, добравшись до кабинки с зеркальными стенами, через которые изнутри видно все, что творится снаружи, но те, кто снаружи, не могут заглянуть внутрь, он вдруг занервничал.
"Нет!" - заявил он с неожиданной горячностью, как будто невидимая сила собиралась затащить его в кабинку на аркане. По его лицу разлилась краска. "Я не стесняюсь, - сказал он. - Просто это не по мне". С этими словами он быстро ретировался.
Она стоит здесь всего несколько недель, но "Не упусти момент" - произведение современного искусства, по сути являющееся зеркальным отхожим местом, устроенным возле Темзы, вызывает большой накал страстей. Хотя кабинка открывает новые возможности одновременно для вуайеризма и эксгибиционизма, подобные отправлению естественных надобностей в кустах, растущих на оживленной улице, в действительности этот опыт многих нервирует.
"Я опасаюсь, что это какая-то ловушка, - сказал Мартин Дюкс, обнаруживший, что ему страшно войти в кабинку. - Спускаешь воду, а зеркало переворачивается и все тебя видят". Он решил туда не ходить.
Другой прохожий, Мэттью Саутвелл, сказал, что туалет его "смущает". Пытаясь объяснить брезгливое отношение публики, он высказал предположение, что это связано с "привычкой британцев обходить туалетную тему молчанием", хотя многие не прочь пошутить по этому поводу.
"Довольно странная вещь, - заметил Саутвелл. - Человек не хочет, чтобы кто-нибудь знал, что он ходит в уборную, но при этом постоянно отпускает остроты на эту тему".
По замыслу автора, Моники Бонвичини, ее произведение должно быть не психологическим тестом для выяснения отношения людей к туалету, а дополнением к пейзажу современного искусства, способом "разрушить иерархическую природу модернистской архитектуры", заявил Мэтт Уоткинс, творческий директор Broadway Projects, спонсора проекта "Не упусти момент".
Название напоминает о слухах и сплетнях, которыми сопровождаются вернисажи. Бонвичини представила, что означает возможность сходить в туалет во время вернисажа, при этом не упустив ничего из происходящего.
Внутри кабинки нет ничего, кроме унитаза и раковины. Находясь внутри, человек чувствует себя отделенным от мира, но в то же время и включенным в него. Со спущенными штанами.
В причудливом мире туалет находится на том же краю спектра, что и норма.
Премия Тернера, которую ежегодно присуждает современным художникам галерея Тейт, в начале декабря наградила ею Грейсона Перри, скульптора-трансвестита, на вазах которого изображены сцены скотоложства и совращения малолетних. Фотографии скульптора, стоящего в женском платье и с ярким макияжем рядом с гордыми женой и сыном на церемонии вручения премии, на следующий день украсили первые страницы газет.
На прошлой неделе The Times опубликовала большую статью о двух художниках, которые надевали разные костюмы, от делового до формы десантника, и ползали по улицам Лондона.
В этом контексте зеркальный туалет не является чем-то радикальным, если не говорить об эмоциях, которые он вызывает.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях