Статьи по дате

The New York Times | 23 декабря 2003 г.

В 1984 году Рамсфельд пытался помириться с Ираком, закрыв глаза на химическое оружие

Кристофер Маркис

Как явствует из недавно рассекреченных документов, в 1984 году специальный посланник администрации Рейгана, нынешний министр обороны Дональд Рамсфельд ездил в Ирак, стремясь убедить тамошние власти, что Америка хочет улучшить отношения с президентом Саддамом Хусейном, несмотря на то что тот применяет химическое оружие.

Госсекретарь Джордж Шульц поручил Рамсфельду, в то время возглавлявшему фармацевтическую компанию, сообщить, что недавнее осуждение применения Ираком химического оружия было делом принципа, а приоритет Америки заключается в том, чтобы не допустить победы Ирана в ирано-иракской войне и укрепить двусторонние связи.

Во время этой войны США тайно оказывали Ираку помощь в военном планировании даже после того, как о применении Хусейном химического оружия стало широко известно. В совершенно секретной программе участвовали более 60 офицеров Управления военной разведки, которые предоставляли разведывательную информацию о развертывании иранских войск, ущербе, нанесенном бомбардировками, и другие сведения.

Документы воссоздают картину связей американцев с иракским правительством, хотя США заявляли о своем нейтралитете в этой 8-летней войне, и дают основания сделать вывод о безразличном отношении к применению Хусейном химического оружия. Рамсфельд и другие представители администрации Буша называли применение ядовитого газа главной причиной свержения Хусейна.

Документы, рассекреченные в рамках проекта, который ведет Архив национальной безопасности, можно увидеть на сайте www.nsarchive.org. В них содержатся подробные инструкции, полученные Рамсфельдом перед второй за четыре месяца поездкой в Ирак.

Заметки о встрече Рамсфельда с министром иностранных дел Тариком Азизом остаются секретными, но, по мнению источников, маловероятно, что Рамсфельд не выполнил инструкций.

После публикации документов он сказал своим приближенным в Пентагоне, что не помнит, читал ли и даже получал ли меморандум Госдепартамента, сообщили источники в министерстве обороны.

Один из них отметил, что документы отражают позицию Госдепартамента по Ираку и не указывают на то, что Рамсфельд планировал встречу с Хусейном, и также не содержат его комментариев по итогам встречи.

Поездка Рамсфельда была его вторым визитом в Ирак. Во время первого визита, состоявшегося в конце декабря 1983 года, у него была дружеская встреча с Хусейном. Фотографии с этой встречи и отчет о ней опубликованы.

В последующем меморандуме главы отдела американских интересов говорится, что Азиз от имени Хусейна выразил удовлетворение встречей. "Иракское руководство очень довольно визитом посланника Рамсфельда, - отмечается в меморандуме. - Тарик Азиз рассыпался в похвалах личным достоинствам Рамсфельда".

Когда в прошлом году появились сообщения о декабрьской поездке, Рамсфельд заявил CNN, что он "предупреждал" Хусейна о недопустимости применения химического оружия. Но после того, как из рассекреченных документов стало ясно, что речь об этом не шла, пресс-секретарь Рамсфельда заявил, что вопрос поднимался на встрече с Азизом.

Пресс-секретарь Пентагона Лоренс Ди Рита в пятницу заявил об отсутствии несоответствий между предыдущими высказываниями Рамсфельда, касающимися его миссии в Ираке, и документами Госдепартамента.

К началу 1984 года развитие событий поставило под угрозу американо-иракские отношения. Иран в течение года просил о международных мерах против применения химического оружия и, в конце концов, убедил ООН выступить с критикой его применения, хотя достаточно расплывчатой.

Усилилось давление и на администрацию Рейгана, которая уже признала, что Ирак "почти ежедневно" применяет это оружие против Ирана и курдских повстанцев, свидетельствуют документы. В феврале Ирак предупредил иранских "интервентов", что "на каждое вредное насекомое найдется яд, который его уничтожит". Через несколько недель американские власти перехватили исходные химические вещества, предназначавшиеся для Ирака. Наконец 5 марта США выступили с публичным осуждением Ирака.

Но спустя несколько дней Шульц и его заместитель встретились с иракским дипломатом Исметом Китани, чтобы смягчить удар. Отношения Америки с Ираком были слишком важны, чтобы ими пожертвовать. Они включали в себя деловые интересы, ближневосточную дипломатию и общее желание не допустить победы Ирана. Как явствует из документов, Китани эта встреча "не убедила".

Тогда Шульц обратился к Рамсфельду. В документе о брифинге, прошедшем 24 марта, говорится, что Рамсфельда попросили представить позицию Америки. В меморандуме повторялось то, что Шульц сказал Китани: он "прояснял, что мы выступили с осуждением применения химического оружия, поскольку являемся противниками его применения в любом случае".

Американские официальные лица "подчеркнули, что заинтересованы 1) в предотвращении победы Ирана и 2) в дальнейшем улучшении двусторонних отношений с Ираком".

Американо-иракские отношения во время войны с Ираном были окрашены подобным двуличием. Хотя США заявляли о нейтралитете, они склонялись на сторону Ирака и даже вели мониторинг переговоров о продаже Ираку военной техники частными американскими компаниями.

Источник: The New York Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru