Business Week | 23 декабря 2004 г.
Российская зима, холодная для инвесторов
Джейсон Буш
Вместо того чтобы осуществить экономические реформы на волне своего переизбрания, Путин проводит политику, которая только замораживает прогресс.
Примерно в это время в прошлом году у кремленологов было предчувствие, что 2004 год станет вехой в посткоммунистическом развитии России. Мало кто сомневался, что в марте Владимира Путина изберут президентом на второй срок. Большим вопросом оставалось то, что принесет этот второй срок: новую волну реформ западного образца или наступление на демократию в старом стиле.
Пока что ответ не дает простора для толкований и является крупным разочарованием для инвесторов и компаний, желающим попасть на российский рынок. Перспективы реформ холодны, как российская зима, поскольку правительство Путина восстанавливает контроль в важных отраслях и секторах.
"Это ужасно, - говорит глава аналитического отдела одного из московских инвестиционных банков, просивший не называть его имя. - Россия будет жить, но она мешает инвестициям. Каковы стимулы для долгосрочного инвестирования?"
Разочарование усиливает то, что первый срок Путина на круг был очень успешным. Он восстановил политическую стабильность после бурных 1990-х годов и провел несколько важных реформ, которые помогли России добиться впечатляющего экономического роста, составившего в среднем 7% в 2000-2003 годах.
Под горку
Несмотря на серьезные опасения по поводу его политики в отношении Чечни и СМИ, многие россияне и иностранцы, включая западных бизнесменов, считали, что критики на Западе преувеличивают проблемы. Поддержка Путина была очень широкой, от капиталистов-миллиардеров и прозападных либералов до избирателей левого толка, тоскующих по советским временам. За первые четыре года Путина российская биржа выросла на 300%, инвесторы ликовали.
Но после переизбрания почти все пошло не так. Главной неприятностью стала вендетта, начатая Путиным против нефтяной компании ЮКОС, принадлежащей самому богатому человеку России Михаилу Ходорковскому, который разгневал президента, чересчур увлекшись политикой. После переизбрания Путина напряженность не сошла на нет, как надеялись многие, эскалация дела ЮКОСа нарастала.
Хотя ЮКОС считался одной из самых прозрачных и эффективных компаний, российское правительство арестовало его активы и предъявило энергетическому гиганту абсурдные налоговые претензии на сумму 26 млрд долларов. Путин не остановился на преследовании Ходорковского и его партнеров, были экспроприированы и некоторые западные инвестиции в ЮКОС. Дело отличается таким произволом, что выставляет на посмешище заявления Путина о верховенстве закона. Сейчас под стражу взяты даже юристы ЮКОСа.
Трудности управления
У инвесторов еще есть надежда, что дело ЮКОСа окажется частным случаем сведения счетов. Но многое свидетельствует о систематичной политике авторитарного контроля со стороны Путина. Иностранные наблюдатели осудили мартовские выборы, назвав, среди других нарушений, пропутинский уклон государственных СМИ. После выборов контроль над СМИ стал еще жестче, а две популярных телепрограммы, посвященные политическим дискуссиям, внезапно закрылись.
В сентябре Путин воспользовался нападением чеченских террористов на школу в Беслане как предлогом для проведения в жизнь плана радикального реформирования российской политической системы, отменяющего региональные выборы в пользу простого называния имен президентских назначенцев. Естественно, никто не может объяснить, как это должно помочь в борьбе с терроризмом. Многие политические аналитики полагают, что концентрация власти Путина в Кремле просто сделает Россию менее управляемой.
Российский президент еще больше восстановил против себя западное общественное мнение своей политикой в отношении Украины. Хотя международные наблюдатели зафиксировали многочисленные фальсификации на ноябрьских выборах президента Украины, Путин сразу же поздравил с победой правительственного кандидата Виктора Януковича, сопротивлялся требованиям повторного голосования и даже осудил плохую работу западных наблюдателей.
Замедление экономики
Откровенно говоря, бизнесмены, инвестирующие в Россию, не обязательно возражают против авторитаризма Путина. В действительности, многие полагали, что концентрация власти в руках Путина даст толчок экономическим реформам. Но и здесь прогнозы оказались ошибочными. Ключевые направления политики Путина, такие как реструктуризация огромных и неэффективных государственных монополий, модернизация пенсионной системы и сокращение бюрократии, блокируются в недрах правительства, бюрократии и самого Кремля.
Парламент, хотя в нем и преобладают сторонники Путина, занялся законами, не имеющими отношения к экономической реформе, например, запрещающими гражданам пить пиво на улице или затрудняющими создание политических партий. Теперь есть опасения, что Путин уже упустил шанс осуществить важные экономические меры. Егор Гайдар, директор российского Института экономики переходного периода и бывший премьер-министр, в декабре прошлого года говорил мне, что курс Путина в период с марта по июль 2004 года будет определять "абсолютно всё". Похоже, он был прав.
Единственным утешением для бизнеса является то, что российская экономика остается сравнительно сильной благодаря рекордно высоким ценам на нефть. Но в последние месяцы рост резко замедлился и инвестиции упали. По прогнозам, рост ВВП в этом году снизится до 6,5% против 7,3% в 2003 году, и правительство опасается, что он упадет ниже 4% в 2005. Это значительно ниже 8%, намеченных Путиным ради того, чтобы за десятилетие удвоить ВВП.
"Атмосфера страха"
Недовольные черепашьим шагом реформ и ущербом от дела ЮКОСа, экономические советники Путина все более явно начинают бунтовать. "Самой большой опасностью является атмосфера страха, которой не было несколько лет назад", - заявил газете "Коммерсант" 14 октября экономический советник президента Андрей Илларионов.
Самый большой страх вызывает то, что тактику, использованную против ЮКОСа, могут распространить на другие ведущие российские компании. Например, 8 декабря налоговые органы предъявили компании мобильной связи "Вымпелком" претензии на сумму 158 млн долларов за 2001 год, за день снизив стоимость российских акций на 10 млрд долларов.
По мнению местных аналитиков, атака на "Вымпелком" связана с коммерческим спором между "Альфа Груп", главным акционером "Вымпелкома", и конкурирующей группой, связанной с Леонидом Рейманом, министром телекоммуникаций и давним союзником Путина.
Железная рука
С точки зрения российского инвестиционного климата, конкретные мотивы не имеют значения. "Конечно, ситуация напоминает банановую республику, где любой может уговорить налоговые органы ввязаться в частный спор", - говорит Маттиас Вестман, генеральный директор Prosperity Capital Management, одного из крупнейших в России портфельных инвесторов.
Может быть, в 2005 году Путин призадумается и постарается ограничить ущерб, причиненный противоречиями нынешнего года. Но многие в России ожидают худшего, опасаясь, что Путин начнет менять конституцию, чтобы продлить свои полномочия после 2008 года, или попытается взять под контроль другие сектора.
Российский президент неоднократно отрекался от подобных намерений. Но он также отрицал намерения уничтожить ЮКОС и отменить региональные выборы, а потом именно это и сделал. Нарушенные обещания означают, что вне зависимости от того, что принесет второй срок Путина, важнейшие достижения первого срока - предсказуемость и стабильность - уже можно вписать в книги по истории.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях