La Repubblica | 23 декабря 2015 г.
"Улитка" против царя Путина: мятеж дальнобойщиков блокирует Россию
Маша Гессен
Грузовые автомобили перекрыли российские дороги в знак протеста против введения сбора за проезд, ставшего символом авторитарной страны, пишет Маша Гессен в статье, опубликованной в газете La Repubblica.
"Российские водители грузовиков организовывают протесты с середины прошлого месяца: они требуют отмены нового сбора за проезд, вступившего в силу 15 ноября. Налог, установленный с целью компенсировать государству урон, который наносят дорогам тяжелые автомобили, составляет 1,53 рубля за км до 1 марта, а потом он составит 3,06 рубля. При нынешнем обменном курсе поездка из Москвы в Новосибирск с марта будет стоить почти 150 долларов", - пишет журналист.
Более того, владельцы грузовиков обязаны установить специальную систему слежения для определения суммы выплаты. Новый налог воспринимается как инструмент коррупции. В стране, с ее огромными расстояниями и зависимой от импорта экономикой, насчитывается до 2 млн грузовых авто. Таким образом, пишет корреспондент, водители грузовиков и операторы сектора способны замедлить российскую экономику и блокировать трафик.
"В прошлом месяце дальнобойщики начали проводить манифестации и организовывать протесты. Самым популярным стала "Улитка", когда грузовики выстраиваются в обоих направлениях движения на дороге и едут со скоростью пешехода", - сообщает Гессен и рассказывает о другой форме протеста, применяемой в Челябинске: движение останавливается, когда группа людей постоянно переходит дорогу туда и обратно.
Автор статьи отмечает, что водители грузовиков в большей степени, чем другие категории граждан, зависят от бюрократии: у них есть водительские права и разрешения, которые могут быть отозваны. Любой "гаишник" может отобрать у водителя его машину, иными словами, средство к существованию.
Если бы водители были уверены, что все их коллеги подвергаются тем же рискам, то они могли бы игнорировать дорожную полицию. Но здесь проявляются классические проблемы коммуникации и доверия. Профсоюзы слабы. Многие СМИ под контролем государства. Интернет-форумы являются практически единственным инструментом организации и коммуникации, на который могут рассчитывать дальнобойщики.
Акции протестующих привели к тому, что Дума приняла распоряжение о резком сокращении наказания за неуплату нового сбора, но не снизила сам сбор. Окажется ли достаточной эта мелкая уступка, чтобы остановить протест? - задается вопросом автор статьи. Если нет, то дорожная полиция в любом случае практически закрыла Москву для грузовиков.
"С закрытой для них окружной дорогой, водители все еще могут блокировать Москву. У них есть для этого возможности. Но может не хватить организации и доверия, необходимых для проведения более комплексных протестов. Даже если они преодолеют эти препятствия, государственные СМИ будут продолжать их игнорировать, позволяя Путину продолжать игнорировать их. Если телевидение не транслирует репортажи о протесте, он не станет революцией", - заключает Гессен.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях