The Wall Street Journal | 23 февраля 2001 г.
Путин убивает гонца
Крис Рено
В большинстве развитых стран мира СМИ уделяют основное внимание освещению событий. Однако "Медиа-МОСТ" - ведущая российская независимая медиа-группа, в состав которой входит единственный в стране крупный независимый телеканал НТВ - в эти дни сам оказался в центре внимания в России.
Наш руководитель Владимир Гусинский и ряд наших сотрудников стали объектом угроз со стороны Генпрокуратуры России. С мая прошлого года сотрудники ФСБ, налоговой полиции и прокуратуры, зачастую вооруженные автоматами "АК-47", провели более 30 обысков в наших офисах.
Российское правительство утерждает, что здесь нет ничего личного. Гусинский,- говорит оно,- нарушил закон (ему предъявлено обвинение в мошенничестве и в настоящее время он находится под домашним арестом в Испании, ожидая расмотрения российского запроса о его выдаче); и "Медиа-МОСТ" стал жертвой плохого управления, помимо того, что он наделал много долгов, которые не может выплатить. Мы считаем все эти обвинения попыткой скрыть реальную подоплеку дела: стремление лишить "Медиа-МОСТ" независимости.
В этой битве поставлена на карту не только судьба одной российской компании. Уникальный статус НТВ как независимого источника информации в России, его критика официальных лиц и определенных шагов правительства, а также причастность правительства к судебным преследованиям в отношении руководителей "Медиа-МОСТа" (не следует также забывать, что государству принадлежит контрольный пакет акций "Газпрома" - крупнейшего акционера "Медиа-МОСТа")превратили это дело в проверку соблюдения законности, приверженности демократии и корпоративного управления в путинской России. Если НТВ станет очередным государственным органом, или он будет продан компании, которая ограничит независимость его журналистов (или вообще лишит их ее), то, по нашему мнению - и мы в этом не одиноки - перспективы демократии в России, равно как и улучшения инвестиционного климата - станут более мрачными.
Правительство и "Газпром" утверждают, что "Медиа-МОСТ" не может выплатить свои долги. Принадлежащее государству газовое чудовище "Газпром" предоставил гарантии по кредиту в размере 261 млн. долларов, предоставленному нам банком "Кредит Свисс Фест Бостон". НТВ должен 48 млн. долларов "Газпромбанку". Срок выплаты и того, и другого долга, истекает в этом году. "Газпром" предоставил также гарантии по другому кредиту "Кредит Свисс Фест Бостон", выплаченному в прошлом году "Газпромом" и превращенному в капитал. Большинство этих долгов возникли в тот период, когда экономические перспективы России были гораздо более радужными, чем сейчас. Синдикат-гарант сообщил руководству "Медиа-МОСТа", что в конце 1998 года акции НТВ будут внесены в листинг NASDAQ с приблизительной стоимостью 1 млрд. долларов только по НТВ (и около 2 млрд. доларов по всей группе). На фоне того, что акции компании вот-вот должны быть внесены в листинг, а ее стоимость была оценена в столь большую сумму, использование заемных средств для снижения наших расходов на капитал выглядело обоснованным шагом.
Конечно, эти планы были сорваны из-за финансового кризиса, разразившегося в России в 1998 году. Доходы от рекламы оказались на 80% ниже ожидаемых, и в итоге группа прибыльных компаний почти сразу превратилась в группу компаний убыточных. "Медиа-МОСТу" ничего не оставалось, кроме как отказаться от своих планов по листингу в NASDAQ и заняться поиском путей решения проблемы долга. Именно тогда, по нашему мнению, политические и другие интересы вмешались в то, что до того момента было почти исключительно бизнесом.
Мы знали, что критика НТВ в адрес правительства вызывала раздражение в Кремле. Однако первые признаки того, какие последствия может повлечь за собой эта критика, появились в 1999 году, когда мы вели переговоры о сделке, по условиям которой "Газпром" соглашался обменять первый кредит банка "Кредит Свисс Фест Бостон", предоставленный "Медиа-МОСТу", на акции после того, как выплатит этот кредит в марте 2000 года. По этой сделке высокопоставленными должностными лицами "Газпрома" был подписан ряд документов. Он должна была быть представлена на утверждение правления "Газпрома" в то время, когда становилось все очевиднее, что президентом России будет избран Путин. Она так и не была вынесена на утверждение правления.
Предпринятые нами на западных финансовых рынках попытки найти средства для выплаты долга тоже не увенчались успехом, когда - в самый разгар презентационной кампании для инвесторов - наш руководитель Владимир Гусинский был арестован. Несмотря на заверения Путин и "Газпрома" в обратном, все инвесторы, с которыми мы в то время беседовали, считали, что российское правительство намерено "взяться" за Гусинского; поэтому они не собирались инвестировать деньги в компанию, поскольку существовала серьезная опасность, что правительство может взять компанию под контроль или закрыть ее.
Еще одной возможностью решить наши проблемы стало предложение "Газпрома" купить целиком всю нашу компанию за сумму, которую мы посчитали совершенно неадекватной, в обмен гарантировав свободу и безопасность Гусинского и членов его семьи. Подробности этого обмена "услуга за услугу" содержались в приложении к документу, оговаривавшему условия приобретения нашей компании - под ним стояла подпись министра печати России Михаила Лесина. Как подробно сообщалось прошлой осенью, мы отказались выполнять эту сделку, как только наш заложник Гусинский оказался за пределами России.
После полемики, возникшей вокруг этого дела и документа, подписанного Лесиным, "Газпром" вернулся за стол переговоров. В ноябре прошлого года мы урегулировали с "Газпромом" вопрос о нашей задолженности за 2000 год. Следуя подписанному мировому соглашению, мы попытались обсудить вопрос о заключении трехстороннего соглашения с Газпромом" и "Deutsche Bank" об аукционной продаже наших акций НТВ зарубежному инвестору, чтобы получить необходимые средства для выплаты долга, срок погашения которого наступает в 2001 году. Однако после предварительной встречи с участием всех сторон, "Газпром-медиа" больше не направлял своих представителей ни на одну из последующих встреч.
В мировом соглашении говорилось, что, если трехстороннее соглашение не будет подписано к 18 декабря, "Газпром-медиа" имеет право заключить двухстороннее соглашение с "Deutsche Bank" об аукционной продаже наших акций (по нашему мнению, именно этим можно объяснить, почему "Газпром-медиа" не спешил вести переговоры по заключению трехстороннего соглашения).
После 18 декабря представитель "Deutsche Bank" Николас Йордан от имени банка подписал с "Газпромом" соглашение об аукционной продаже акций, что фактически предоставило "Газпрому" право на отмену аукциона по акциям НТВ, если вероятный победитель окажется ему неугоден. Соглашение отбирало также у нас право голосования нашими акциями НТВ и позволяло "Газпрому" взять нашу компанию под контроль, заплатив за это все 1 доллар, в случае вынесения российским судом решения о финансовой несостоятельности "Медиа-МОСТа". Российская налоговая полиция "случайно" предприняла подобный шаг против "Медиа-МОСТа" прямо накануне подписания этого соглашения между Йорданом и "Газпром-медиа".
Мы обратились в суды в Лондоне и Гибралтаре (где были заморожены акции НТВ), чтобы доказать недействительность соглашения об аукционной продаже акций, заключенного между "Deutsche Bank" и "Газпром-медиа". Мы добились также в гибралтарском суде запрета на передачу акций НТВ "Deutsche Bank".
После этого мы обратились к Теду Тернеру и консорциуму западных инвесторов, чтобы найти деньги для погашения долгов. Мы предложили передать этому консорциуму контроль над нашими компаниями, если нам предложат справедливые условия, чтобы сохранить независимость НТВ, если Кремль и "Газпром" будут настаивать на том, чтобы у Гусинского не было контроля над компанией. Вопрос о том, разрешат ли "Газпром" и российское правительство консорциуму инвестировать средства в нашу компанию, и какие условия - или вообще никаких - они могут поставить консорциуму, остается открытым.
Меня нельзя назвать беспристрастным наблюдателем. Но трудно не прийти к выводу, что все наши усилия по финансовому оздоровлению "Медиа-МОСТа" и сохранению его независимости невероятно осложнялись действиями "Газпрома" и российского правительства. Мы считаем, что создали компанию, которая в долгосрочной перспективе обладает большим потенциалом для всех наших акционеров, включая "Газпром". Если президент Путин хочет, чтобы Запад поверил в его приверженность демократии, он может дать ясно понять, что не стремится поставить НТВ и "Медиа-МОСТ" под контроль "Газпрома" или другой компании, где государство имеет доминирующие позиции.
Крис Рено - начальник Управления стратегического развития "Медиа-МОСТа".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях