Tagblatt | 23 февраля 2005 г.
Телевизионный патриотизм
Клаус-Хельге Донат
Армейский телеканал призван пробудить у молодых россиян любовь к Отечеству
В России Владимира Путина между народом и государственной властью лежит пропасть.
Члены Совета Федерации с глубоким огорчением восприняли результаты исследования, проведенного по их заказу: более половины молодых людей не гордятся своей страной. Теперь министр обороны Сергей Иванов хочет восполнить недостаток патриотизма при помощи нового телеканала, который будет делать упор на воспитание любви к родине и армии. "Звезда" - так называется новый телеканал по аналогии с символикой Красной армии. Свое вещание на Москву и Подмосковье "Звезда" начнет 23 февраля, в выходной день, День Российской армии. С мая его передачи будут приниматься по всей стране.
Против уклонения от военной службы
Задача телеканала - "осуществлять формирование эффективного информационно-идеологического влияния с целью повышения социальной активности граждан", сказал Иванов, который при этом ни в коем случае не имел в виду оживление дремлющего российского гражданского общества. Для министра речь идет исключительно о десятках тысяч молодых людей, которые ежегодно бегут из армии из-за жестокого обращения и мучений, последствиями которых иногда является смерть. "Чтобы защищать Родину, надо ее любить", - сказал генеральный директор "Звезды" Сергей Савушкин.
Маршевая музыка вместо секса и детективов
Инициаторы надеются привлечь широкую аудиторию при помощи коктейля из дидактических детских мультиков, советских фильмов о войне, легенд и героических историй, сдобренных маршами и военными песнями из архивов министерства обороны. Кому приелся секс и убийства из низкопробных американских фильмов, тому "Звезда" придется по душе, считают они. "Западные фильмы, где русские показаны либо варварами, либо бандитами, и программы, опошляющие историю нашего Отечества", канал транслировать не станет. Рекламное время будет отдано исключительно российским производителям и их товарам.
Назидательных патриотических программ хватает и на других телеканалах. С тех пор как в Кремле поселился ветеран КГБ Владимир Путин, каждый из них считает разумным хотя бы одну передачу в неделю посвящать органам безопасности. Афганская и чеченская война телезрителям ни к чему. Такие передачи, сделанные в манере, характерной для прежней власти, пробуждают, скорее, ностальгические чувства по коммунистическому прошлому, тому времени, когда армия занимала в обществе привилегированное положение.
Устойчивые к пропаганде
В Москве офицеры выходят на митинги, потому что патриотизмом Кремля семью не накормишь, крышу над головой ей не дашь. В этой ситуации деятельность "Звезды" может оказаться контрпродуктивной. Потянется ли в армию поколение MTV, до сих пор устойчивое к пропаганде, тоже весьма проблематично. Сделанная по заказу министерства образования программа "Мы любим тебя, солдат" может вызвать у продвинутой молодежи лишь сочувственную улыбку. Молодые все чаще задаются вопросом, почему в России патриотизм всегда является синонимом милитаризму.
Кремль отдал военным частоту без всякого конкурса, нарушив тем самым закон. Сколько денег придется потратить на новый телеканал, держится в тайне.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях