The New York Times | 23 февраля 2005 г.
Холодные контрмеры российской стороны
Стивен Р. Вейзман
Попытки президента Буша попрекнуть президента Владимира Путина наступлением в России на независимый бизнес и инакомыслие, когда они встретятся на этой неделе, вероятнее всего, натолкнутся на крепкую стену, если верить послу России в США Юрию Ушакову.
В письменных ответах на вопросы, направленных ему The New York Times, Ушаков заявил, что Путин ответит на критику Буша, "выразив нашу собственную обеспокоенность ситуацией в США и определенными тревожными аспектами политики Вашингтона".
Он отметил, что некоторая часть российского общества не поддерживает действия США в отдельных регионах мира, и, кроме того, многие открыто критикуют американскую систему выборов.
Ушаков деталями не поделился, однако чиновники администрации Буша полагают, что он имел в виду обращение с узниками в иракской тюрьме "Абу-Грейб" и на кубинской базе Гуантанамо, а также президентские выборы 2000 года, когда Верховный суд вынес решение в пользу Буша, гарантировав его победу.
Комментарии посла позволяют взглянуть на сложности отношений с Россией, которые усугубились из-за последних действий Москвы и, вероятно, из-за поддержки администрацией США прозападного кандидата на пост президента Украины. Кроме того, свою лепту в осложнение ситуации внесло обещание Буша, прозвучавшее в инаугурационной речи, сделать демократические свободы центральным элементом американской внешней политики.
Более года назад администрация Буша начала открыто озвучивать тревогу по поводу внутренней политики России, в частности по поводу захвата независимых предприятий и преследования лидеров бизнеса, а в последнее время - по поводу усилий Путина по укреплению своего контроля над политическим процессом.
Две недели назад, когда госсекретарь США Кондолиза Райс встретилась с российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым в Анкаре, высокопоставленный чиновник сообщил журналистам, что Райс подняла вопрос о внутренней политике России. Однако детали этих переговоров неизвестны.
На этой неделе другой высокопоставленный чиновник администрации заявил, что он "знаком с полным списком жалоб россиян", в который включены претензии, часто касающиеся внутренней политики США.
Но даже после переговоров Райс и Лаврова и контактов между чиновниками в связи с подготовкой встречи два высокопоставленных американских представителя заявили, что они не знают наверняка, о чем Путин будет говорить с Бушем. Комментарии Ушакова показали, что Россия готова признать наличие сложностей в борьбе с терроризмом, но что все усилия Буша, направленные на обсуждение российских внутренних вопросов, будут встречены представлением контрдоказательств, объяснениями и контраргументами, но не обещаниями изменить что-либо.
"Россия открыта для легитимной критики, - заявил Ушаков. - Мы осознаем свои слабые места на внутреннем фронте и трудности, с которыми мы сталкиваемся при решении множества сложных проблем, унаследованных из далекого и не такого далекого прошлого".
Он упомянул об "ужасной трагедии в Беслане" и отметил, что после нее "стало очевидно, что отдельные правила управления должны быть скорректированы, чтобы гарантировать безопасность нашему народу и единство страны".
Ушаков сказал, что России также пришлось "предпринять существенные шаги против незаконной бизнес-практики, которая вредит нашей экономике", и что, в отличие от американской критики, "все это ни в коей мере не является отходом от нашей приверженности рыночной экономике, демократии, гражданскому обществу и законности".
Наконец, заявил посол, "у каждой страны есть уникальный набор обстоятельств, различное историческое и культурное прошлое", и то, что "хорошо для одной страны, может не сработать в другом месте".
Во вторник во время встреч с европейскими лидерами в Брюсселе Буш заявил, что "очень важно, что президент Путин услышал не только мои соображения в частном порядке, но также и сомнения, которые услышал я сегодня за этим столом".
Администрация Буша была недовольна захватом нефтяного гиганта ЮКОС, преследованием ее руководителей и другими действиями, которые заставили предположить наличие новой волны нетолерантности в отношении независимого бизнеса в России. Кроме того, США возражали против шагов Путина по отмене народных выборов региональных губернаторов и прохождения в Думу по партийным спискам.
Сенаторы Джон Маккейн, республиканец из Аризоны, и Джозеф Либерман, демократ из Коннектикута, призвали США исключить Россию из "Большой восьмерки" ведущих индустриальных стран на основании политической ситуации в стране. Однако чиновники администрации от этого шага воздержались.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях