Статьи по дате

Financial Times | 23 февраля 2006 г.

Российская реструктуризация

Редакция

Последние действия российского президента Владимира Путина по реструктуризации части российского автомобилестроения и всей авиационной промышленности вызывают знакомые подозрения - подобное чрезмерное вмешательство правительства в энергетический сектор страны уже имело место. Тот факт, что государственной корпорации "Рособоронэкспорт", которой руководит один из близких друзей Путина, даны полномочия на реструктуризацию части автомобилестроительного сектора, выглядит так, словно Путин продолжает развивать военно-промышленный комплекс и при этом усиливает контроль над ним. Сведение воедино авиационных компаний и конструкторских бюро, которые были отдельными структурами даже в советскую эпоху, станет новым шагом в государственной централизации российской экономики.

Российские автомобильные и авиастроительные предприятия - это в чем-то более деликатная сфера, чем бурно растущий энергетический сектор. Поэтому российское государство использует здесь более изощренный предлог - оно идет в эту сферу под видом решения социальных проблем, сохранения рабочих мест и помощи испытывающим проблемы промышленным предприятиям. Иные аргументы использовались властями для денационализации большой части нефтяной и газовой сферы, над которой государство уже имело достаточный контроль с помощью налогового законодательства, а также системы трубопроводов, находившейся в госсобственности. В то же время, существует риск, что, пытаясь создать национальных лидеров в автомобилестроении и авиационной промышленности, правительство может поставить под угрозу иностранные инвестиции и развитие новых технологий.

Главной проблемой в автомобильной промышленности является судьба испытывающей затруднения государственной компании "АвтоВАЗ" и вопрос о сохранении рабочих мест 100 тысяч ее работников. Скорее всего, лучшим вариантом для "АвтоВАЗа" было бы создание совместного предприятия с General Motors. Но, судя по всему, у корпорации "Рособоронэкспорт" есть другие идеи.

Несмотря на то что "Рособоронэкспорт" не имеет акций "АвтоВАЗа" вообще, представители этой фирмы недавно заняли посты председателя совета директоров и генерального директора, а также стали инициаторами спора по поводу цен с корпорацией General Motors, что привело к снижению производства на "АвтоВАЗе". Сейчас этот конфликт улажен, но новые менеджеры из "Рособоронэкспорта" требуют от государства выделять больше денег на развитие "АвтоВАЗа", как будто предприятие является единственным национальным лидером в автомобилестроении. Если выделить такие средства "Автовазу", это станет ошибкой и растранжириванием денег, так как лучшие результаты в российском автопроме сегодня демонстрируют российские предприятия, занимающиеся сборкой машин иностранных марок, а также иностранные автомобилестроительные компании, открывшие заводы в России.

Что касается авиастроения, трудно поспорить с тем, что Россия должна способствовать многообразию этого рынка в условиях, когда в гражданской авиации США и Европы используются лишь два типа авиалайнеров - Boeing и Airbus - и когда рынки сбыта российских военных самолетов в Китае и Индии сокращаются. На этой неделе Путин подписал указ о создании "Объединенной авиастроительной корпорации" (ОАК), в которую войдут компании "Сухой", "МиГ", "Туполев" и "Ильюшин", а также частично приватизированная компания "Иркут", пакетом акций которой владеет Airbus. Процесс создания ОАК будет подразумевает сложную схему обмена акциями государственных и частных компаний.

Если создание этой корпорации пройдет успешно, правительству следует обращать больше внимания на защиту интересов миноритарных иностранных акционеров и субподрядчиков, чем оно это делало в энергетическом секторе.

Источник: Financial Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru