Financial Times | 23 января 2001 г.
Путин: великодержавная политика или политика "добрососедства"?
Чарльз Клоувер
Чарльз Клоувер оценивает настойчивые планы Москвы в отношении своей мнимой "зоны влияния".
Заметные изменения, произошедшие в течение последних нескольких месяцев в отношениях России с бывшими государствами Советского Союза заставили дипломатов, аналитиков и прежде всего соседей России задуматься над тем, насколько далеко заходят все более уверенные внешнеполитические планы Путина.
В текущем месяце российские компании временно прекратили поставки газа в Украину и Грузию с целью заставить эти страны расплатиться по своим долгам, что свидетельствует об ужесточении российского подхода к решению этой хронической проблемы. А на прошлой неделе Россия и Украина подписали соглашение о сотрудничестве в сфере обороны, в соответствии с которым уровень военной интеграции двух государств резко возрастет, что поставит вопрос прежде тесное сотрудничество Украины с НАТО.
Еще в прошлом году Россия отказалась от своих планов вывести войска из Молдовы и Грузии, ввела визовый режим с Грузией и ускорила процесс объединения с Белорусией. Кроме того была создан оборонный союз - т.н. "евразийский НАТО" - с несколькими среднеазиатскими государствами, а Каспийское море и его нефтяные ресурсы были объявлены сферой "стратегических интересов".
С точки зрения некоторых аналитиков - в том числе бывших высокопоставленных российских дипломатов - это равносильно заявлению о претензиях на новую сферу влияния, в стиле великодержавной политики 19-го века. Другие считают, что Москва лишь проводит современную версию вашингтонской политики "Доброго соседа", которая способствовала американской корпоративной экспансии в Латинскую Америку в 30-х гг.
Путин был характерно туманен относительно намерений России в своем внешнеполитическом заявлении, сделанном перед самым Новым Годом. Он сказал: "Мы должны избавиться от имперских амбиций с одной стороны, но с другой стороны ясно понимать, в чем состоят наши национальные интересы, заявлять о них и их отстаивать".
Стивен Сестанович, спецпредставитель Госдепартамента США в Новых независимых государствах, сказал: "Мне кажется, что американская администрация одобрила бы первую часть заявления [Путина], а в отношении второй спросила бы, что это значит".
Возможно самое ясное изложение новой линии Москвы в отношении бывшего Советского Союза было сделано на ноябрьском заседании Организации безопасности и сотрудничества в Европе (ОБСЕ). Евгений Гусаров, заместитель российского министра иностранных дел, дал ясно понять, что отныне Россия будет противостоять попыткам вмешательства со стороны Запада в бывшие советские республики.
"Мы предупреждали западных партнеров, что мы выступаем против использования ОБСЕ для вмешательства во внутренние дела государств, расположенных к востоку от Вены. На этот раз мы посылаем ясный сигнал: мы этого не допустим", - заявил Гусаров. Его ремарки были частью более широкого заявления, смысл которого состоял в том, что ОБСЕ не должна ограничивать себя исключительно постсоветским регионом, а распространить сферу ответственности на более широкий регион.
Однако наблюдатели сказали, что Гусаров дал ясно понять, что Россия пересматривает свои планы в отношении вывода войск из Грузии, хотя и закрыла две базы в конце прошлого года в соответствии с графиком. Западные аналитики в области обороны считают, что кроме того Россия нарушает свое обещание к 2002 г. вывести войска из Молдовы, хотя российские чиновники это не подтверждают.
Андрей Федоров, бывший первый заместитель министра иностранных дел, а в настоящее время директор политических проектов влиятельного московского исследовательского центра "Совет по внешней и оборонной политике", сказал: "Сегодня мы более-менее открыто говорим о зоне наших интересов. Так или иначе мы подтверждаем, что этой зоной является постсоветская территория".
"Во времена Ельцина мы пытались упаковать эту идею в красивую обертку. Теперь мы говорим более прямо: это наша территория, сфера наших интересов", - сказал он.
Официальные лица Украины, самого крупного и влиятельного из постсоветских государств, заметили резкую перемену позиции Кремля, хотя высокопоставленные чиновники этой страны не хотят открыто говорить об их личном отношении к новой российской линии.
В последнее время Россия начала проводить беспрецедентно жесткую линию в отношении хронической украинской энергетической задолженности, пытаясь превратить ее в рычаг влияния на украинскую приватизационную программу. Например, Виктор Сорокин, глава украинского департамента российского министерства иностранных дел, заявил, что Россия хочет конвертировать $2,2 млрд долга в облигации, которые в свою очередь можно было бы обменивать на акции украинских государственных предприятий.
Россия особенно заинтересована в получении контроля над украинской системой газопроводов, по которым российский газ транспортируется в Европу.
В сфере обороны соглашение, которое Украина на прошлой неделе подписала с Россией, согласно условиям которого Россия получила возможность влиять на решения о проведении любых иностранных военных учений на территории Украины, что противоречит соглашениям о военном сотрудничестве Украины и НАТО, подписанным в 1997 и 1998 гг. Кроме того Украина и Россия создадут совместное подразделение ВМФ и расширят сотрудничество в области производства оружия.
Поскольку доступ в Европейский Союз Украине в обозримом будущем будет закрыт, многие местные аналитики считают, что поворот в сторону России является единственным решением, поскольку украинская экономика по прежнему очень сильно зависит от торговли.
В октябре прошлого года президент Украины Леонид Кучма попытался развеять опасения в том, что украинско-российское партнерство может стать базой для восстановления Советского Союза. "Мы не должны бояться России и думать, что они пытаются восстановить империю. Украине не придется вступать в какие-либо союзы", - сказал он.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях