Financial Times | 23 января 2001 г.
Изолированная Россия
Редакция
Иностранный капитал снова начал перетекать в восточно-азиатские экономики. Россия, несмотря на уверенное экономическое восстановление после кризиса 1998 г., по-прежнему остается экономически изолированной от остального мира.
Российский президент Владимир Путин высказал много обещаний относительно экономических реформ, но мало что сделал. Предпринятые им позитивные шаги, в частности налоговая реформа, сводятся на нет угрозами его правительства объявить дефолт по долгам советской эпохи, который разрушил бы всякую возможность восстановить доверие инвесторов.
Но российские лидеры знают, что возращение к экономической изоляции могло бы привести лишь к дальнейшему сокращению уровня жизни. Чтобы восстановить разрушенную экономику, стране нужны иностранные инвестиции.
Одна из заманчивых возможностей - отказ от валютного контроля. Правила, требующие, чтобы экспортеры сдавали 75% своей валютной выручки, ограничивающие возможности резидентов посылать деньги за границу и заставляющие некоторых иностранных инвесторов открывать специальные счета, полны лазеек. Они способствуют распространению коррупции и препятствуют росту объемов инвестиций, поскольку инвесторам очень сложно забрать свои деньги назад.
Вряд ли можно было бы найти более удачный момент для проведения этой реформы. В Россию притекает большое количество капитала от продажи нефти, а значит в настоящий момент можно не тревожиться о последствиях его оттока. Страна все еще пытается сохранить фиксированный обменный курс, а финансовый сектор пока не развит настолько хорошо, чтобы властям не нужно было тревожиться за последствия скачков курса.
Но либерализация движения капитала - не из тех вариантов, к которым можно было бы относиться легкомысленно. Как показала серия кризисов, она делает страну очень зависимой от настроений инвесторов.
В случае России это может быть даже к лучшему. Дисциплина международных финансовых рынков является, возможно, самой эффективной гарантией против недобросовестной фискальной и денежной политики.
Но для того, чтобы либерализовать движение капитала, не приняв меры, направленные на снижение уровня рисков - значит напрашиваться на катастрофу. Необходимо укрепить институциональную базу страны. Центральный банк, например, должен получить задание по сдерживанию инфляции на определенном уровне, а с ростом финансового сектора можно было бы ввести более эффективные регуляционные меры.
И даже такой широкий жест, как снятие валютного контроля, не смогут повысить уверенность инвесторов, пока правительство не согласится платить долги. Прогрессом в одной области нельзя заменять добросовестное поведение в другой.
Снятие валютного контроля могло бы стать для России очень смелым шагом. Если представить его как составной элемент нового политического курса, то он стал бы желанным сигналом для инвесторов о том, что правительство намерено интегрировать страну в мировую экономику.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях