Le Temps | 23 января 2004 г.
Когда смерть становится зловещим товаром...
Франсуа Моду
Столкнувшись с яростными нападками на себя, Доктор Смерть, как назвал его немецкий журнал Der Spiegel, сохраняет спокойствие. В четверг во Франкфурте он встретился с журналистами прямо в зале, где выставлены его "шедевры" - мертвецы, превращенные в "произведения искусства" с помощью новейшей техники пластинации. Вот уже неделя, как выставочный зал Наксос Халле принимает в своих стенах шокирующую экспозицию Гюнтера фон Хагенса "Мир тела", которая перед этим гостила в Базеле. Правда ли, что некоторые из трупов, мумифицированных с помощью инъекций специальных веществ, являются телами казненных китайских заключенных? Во всяком случае, в этом фон Хагенса обвиняет немецкий журнал, в распоряжение которого попала электронная переписка судебного медика. Сам фон Хагенс решительно отвергает эти обвинения. Но в то же время он признает, что ничего не исключает, так как не может полностью контролировать источники поступления тел.
"Все, что я делаю, является законным", - заверяет Гюнтер фон Хагенс. Недоразумение возникло из-за журналистов, не увидевших разницу между двумя занятиями, которыми он увлечен на протяжении уже многих лет. Врач признает, что приобретает за деньги трупы, части которых которые потом "препарирует" - это различные человеческие органы, эмбрионы, ткани. Затем эти части тел продаются - для проведения уроков анатомии - университетам, главным образом в богатые страны Персидского залива. Что касается другой его деятельности - организации зловещих экспозиций, - то в ней, клянется фон Хагенс, он "никогда" не использует трупы, купленные у третьих лиц. "Выставленные тела принадлежат частным дарителям". Все эти люди подписали документ, разрешающий врачу превратить их труп в экспонат.
Однако сомнения остаются, и сам врач дает к ним повод. Гюнтер фон Хагенс ссылается на профессиональный долг, запрещающий ему открывать имена дарителей (всего их около 250). Однако что общего имеет врачебная тайна с крайним эгоизмом, заключающимся в желании выставить свой труп на обозрение публики? Остается и еще одна проблема: как пишет Der Spiegel, части тела, взятые у купленных фон Хагенсом трупов, впоследствии "вживляются" в донорские тела, предназначенные для экспозиции. Во имя высоких эстетических требований фон Хагенса. Империя смерти зловещего доктора должна быть совершенной.
Как не вспомнить о медицинских опытах, проводившихся когда-то в концентрационных лагерях? К тому же такие поделки представляют собой обман, подрывающий доверие к экспозиции: ведь купленные органы-экспонаты выдаются на ней за части "донорских тел". На сей счет врач и его жена, являющаяся его же ассистенткой, также не дают ясного ответа. В принципе "монтаж" запрещен, но на практике случается, что "поврежденный" орган заменяется органом, взятым от другого трупа.
Без тени смущения Гюнтер фон Хагенс признает, что считает совершенно незазорным торговать хладной плотью, превращенной в научные экспонаты с помощью пластинации. Приобретение за деньги трупов, не востребованных родственниками, является "законным бизнесом", уверяет он. По его словам, его поставщиками являются анатомические и медицинские институты "многих" стран. Швейцария среди них не упоминается. Здесь, как и в большинстве стран Запада, дарение даже отдельных органов строго регламентировано - в тех случаях, когда оно вообще разрешено. Оно возможно лишь на безвозмездной основе. А продавать трупы.... В Лозаннском институте судебной медицины подтвердили, что такое просто "немыслимо". Разумеется, в Китае и в Киргизии, где фон Хагенс создал свои центры пластинации, власти, постоянно нарушающие права человека, не столь щепетильны.
Одержимый идеей "демократизации анатомии как науки", Гюнтер фон Хагенс абстрагируется от всяких этических соображений, утверждая с важным видом, что "невостребованный труп не имеет никакого достоинства, как таковой". Понятно, что происхождение тела, которое он покупает, его мало волнует. Кем был умерший, и отчего он умер, его тоже почти не заботит.
Когда на анатомическом столе в его институте, действующем в китайском городе Далянь, оказался казненный заключенный, он запретил приемку таких трупов. Но сегодня ему приходится признать, что семь из 647 трупов, лежащих на складе в Даляне, имеют следы пуль, что "может свидетельствовать о совершении казни".
Посетители выставки "Мир тела" осматривают экспонаты, не обращая внимания на пресс-конференцию Доктора Смерть. 65-летняя Тереза Вальтер не понимает причин полемики, разгоревшейся в СМИ. "Пресса сделала много шума из ничего. Я нахожу экспозицию очень эстетичной, и для меня этого достаточно".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях