Le Temps | 23 января 2007 г.
Сербия, разделенная как никогда
Жан-Арно Дерен
Хотя на выборах победили националисты, только "демократическая" коалиция сможет сформировать проевропейское правительство
В понедельник утром чтение белградских газет таило в себе серьезные неожиданности. "Победа радикалов" - гласила Glas Javnosti, а ее конкурент, газета Blic? крупными буквами провозглашала "Триумф демократического блока": Такая очевидная шизофрения началась уже вечером в день выборов.
Для набравшей 22,9% голосов Демократической партии президента Бориса Тадича это был лучший результат за всю ее историю: на выборах 2003 организация, созданная Зораном Джинджичем (убитым в марте 2003 года) получила всего 11%. В то же время Сербской радикальной партии (крайне правые националисты) набрала "всего" 28,7% голосов, хотя небольшое снижение процентной доли голосов объясняется активной явкой избирателей: по сравнению с последними выборами партия получила на 100 тысяч голосов больше.
Главы обеих партий, Борис Тадич и Томислав Николич не упустили случая провозгласить "исторические" победы. Однако в воскресенье вечером обстановка была весьма мрачной и в пригороде Земун, где расположена штаб-квартира Радикальной партии, и на улице Крунска в Белграде, в штаб-квартире демократов. Борис Тадич с вымученной улыбкой откупоривал ритуальную бутылку шампанского.
Гораздо более спокойная атмосфера царила в белградском Доме молодежи, где собрались сторонники Либерально-демократической партии во главе с Седомиром Йовановичем, которой удалось пройти в парламент с 5,3% голосов. Некоторые значительные фигуры демократической оппозиции 1990-х годов, такие как Весна Пешич и Ненад Цанак, также должны вернуться в сербский парламент.
Крайний срок
В итоге, после выборов Сербия оказалась разделена как никогда. Тем временем приближается крайний срок решения многих проблем, главная из которых - косовская. Зоран Лючич, председатель Центра за свободные выборы и демократию (CESID), независимой организации по наблюдению за выборами, отмечает, что сейчас сохраняется такое же, как в 2000 году соотношение сил между партиями, поддерживающими режим Милошевича, и его противниками.
В этих условиях формирование нового правительства рискует стать длительной и очень проблематичной процедурой. Можно предвидеть два сценария. Теоретически, "демократическая" коалиция Демократической партии Бориса Тадича, Демократической партии Сербии - Новая Сербия нынешнего премьер-министра Воислава Коштуницы, набравшей 17% голосов, и либералов из "Группы 17 плюс" во главе с министром финансов Младяном Динкичем может получить достаточное большинство в парламенте. За этот вариант активно ратует Европейский союз.
Однако необходимо, чтобы эти разные партии смогли преодолеть идеологические разногласия и личные ссоры, разделяющие их лидеров. До полной победы еще далеко. Воислав Коштуница готов на все, чтобы остаться на посту премьер-министра, а Демократическая партия Тадича считает, что его необходимо сменить, и предлагает кандидатуру бывшего министра финансов Божидара Джелича. Это относительно несущественное несогласие, разделяющее две партии, только укрепит решимость Воислава Коштуницы.
Последний пока отказывается высказать свое мнение, какой форме альянса он отдает предпочтение. В действительности столь же вероятно формирование и другого большинства, объединяющего Демократическую партию Сербии, радикалов и Социалистическую партию покойного Милошевича, которая также проходит в парламент, набрав почти 6% голосов.
Изначально известно, что у Сербской радикальной партии нет ни малейшего желания работать в парламенте, она предпочла бы занять более комфортное для нее положение оппозиции. В воскресенье вечером Томислав Николич выразил сожаление, что его партия не получила абсолютное большинство, как он рассчитывал, и исключил перспективу какого бы то ни было альянса с другими партиями. Может быть, Воиславу Коштунице все же удастся объединиться с радикалами во имя защиты национальных интересов Сербии в Косово.
Формирование коалиции между сторонниками Бориса Тадича и Воислава Коштуницы будет тем более проблематично, что по всем существенным вопросам - сотрудничество с Международным трибуналом по бывшей Югославии, отношения с ЕС, проблема Косово, экономические и социальные реформы - у них очень мало точек соприкосновения. В Белграде говорят уже и о других сценариях, например, о создании миноритарного демократического правительства. Сербия рискует снова окунуться в сомнительные наслаждения бесконечных сделок политиканов. И если в течение ближайших трех месяцев не удастся сформировать какое-нибудь правительство, избирателям придется снова вернуться к урнам!
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях