The Wall Street Journal | 23 января 2008 г.
Вероятный преемник Путина высказался в более либеральном духе
Грегори Уайт
Медведев поклялся укреплять демократию, но его обещание не тронуло сердца критиков
Преемник, отобранный Владимиром Путиным, начал свою избирательную кампанию с клятв укрепить демократию и построить рыночную экономику. По словам политиков и аналитиков, эта перемена интонации после того, как Кремль совсем недавно высказывался в жестком, твердолобом духе, - скорее всего, чисто стилистическая, да и то в лучшем случае.
В своем первом масштабном выступлении в качестве кандидата Дмитрий Медведев сказал на собрании представителей гражданских организаций, одобренных Кремлем, что России "необходимы десятилетия стабильного развития". Не излагая конкретных предложений, он призвал к более активному участию населения в политической жизни, усилению борьбы с коррупцией и ослаблению контроля над СМИ. Коснувшись внешней политики, он сказал, что Россия стремится быть мировой державой, но ей следует "открыто и четко разъяснять наши цели (...) и находить все больше союзников" в мире.
В декабре Путин отдал предпочтение своему давнему протеже, 42-летнему Медведеву, как кандидату в президенты, который придет ему на смену, - и тем самым фактически гарантировал ему победу на выборах 2 марта. Медведев незамедлительно заявил, что назначит весьма популярного у населения Путина на пост премьер-министра (баллотироваться на третий президентский срок подряд Путину запрещает конституция). Рейтинг Медведева благодаря энергичной поддержке Кремля и позитивному освещению его деятельности государственными СМИ вырос: более 60% россиян говорят, что проголосуют за него, хотя предвыборной агитацией он пока занимался мало.
Взвешенная интонация вчерашнего выступления Медведева - это отход от суровой риторики Путина в период осенней кампании накануне парламентских выборов. В то время Путин осудил критиков его политики внутри страны, назвав их агентами западных правительств, которые стремятся ослабить Россию и взять под свой контроль ее колоссальные запасы нефти и газа.
Но Алексей Макаркин, заместитель гендиректора московского Центра политических технологий, говорит, что вчерашнее выступление было скорее политическим и идеологическим "кредо", чем предвестьем реальных перемен. "Мы вряд ли можем ожидать решительного поворота к политическому либерализму", - сказал он.
В отличие от Путина, в советское время служившего в КГБ, Медведев, насколько это известно, в прошлом не был связан со спецслужбами и в узких рамках кремлевской "ортодоксии" считается относительно либеральной фигурой. Но он работал бок о бок с Путиным все восемь лет нахождения нынешнего президента у власти, в последнее время в качестве первого вице-премьера и председателя совета директоров государственного газового колосса ОАО "Газпром". В выступлении Медведева не было и намека на критику эры Путина.
"Кремль боится демократизировать систему, так как это ее ослабило бы, - говорит некий источник, занимающий высокий пост в прокремлевской партии. - Медведев полностью разделяет это мнение".
Но, поскольку Медведев уже пользуется большой поддержкой, а серьезных соперников в списке кандидатов нет, Кремль может позволить себе смягчение суровой риторики, которая на декабрьских парламентских выборах была необходима для мобилизации электората в поддержку прокремлевской партии чиновников, ибо та сама по себе удостаивалась лишь вялого одобрения. "Тут сплошной прагматизм", - сказал Макаркин. Медведеву "необязательно прибегать к столь крайним средствам".
30-минутное выступление Медведева по стилю было ближе к ежегодным посланиям Путина Федеральному Собранию, в которых часто излагаются приоритетные политические задачи, на первый взгляд отражающие демократические и рыночные ценности. Однако эти приоритеты часто не сочетаются с действиями Кремля.
"В этой речи практически не было никаких спорных элементов, - говорит Никита Белых, лидер оппозиционной партии Союз правых сил. - Но между тем, что провозглашается, и тем, что воплощается в реальность, очень мало общего".
Незадолго до выступления Медведева прокуратура объявила о возбуждении уголовного дела по подозрению в фальсификации подприсей избирателей в поддержку Михаила Касьянова, кандидата от оппозиции. Касьянов - первый путинский премьер-министр - является самым жестким критиком Кремля среди тех, кто стремится зарегистрироваться в качестве кандидата. По словам Касьянова, его кампания пала жертвой оргии беззакония со стороны властей. "Правительство боится прямой политической конфронтации", - сказал он, добавив, что это Путин, а не избирательная комиссия, примет решение, разрешать ли его регистрацию.
Медведев в своей речи высказался в защиту поправок к законам о выборах и партиях - изменений, которые, по мнению оппозиционных организаций, вытеснили критиков Кремля на обочину политической системы.
Между тем его призывы вести диалог и поддержать гражданское общество прозвучали спустя неделю после того, как российские чиновники вынудили два российских отделения Британского совета, правительственной культурной организации, прекратить деятельность.
"В действительности есть много отличий между риторикой и реальностью", - сказал видный оппозиционный политик Владимир Рыжков. Он отметил, что из выступления Медведева следует, что Кремль не ожидает угроз своей власти в течение многих и многих лет.
По словам Медведева, его экономическая программа, которая будет вскоре опубликована, обнимает период до 2020 года. В понедельник Сергей Миронов, близкий союзник Путина и спикер верхней палаты парламента, сказал в интервью одной из московских газет, что тандем Медведев-Путин может, меняясь должностями, оставаться у власти как минимум до 2026 года.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях