InoPressa: тема дня | 23 июля 2010 г.
Признание независимости Косово: прецедент создан?
Обзор прессы
Вчера Международный суд ООН в Гааге постановил, что Косово не нарушило нормы международного права, провозгласив независимость. Международное право впервые признало легитимность отделения провинции государства-члена ООН. Впрочем, как отмечают западные СМИ, это решение ничего не меняет: оно не успокоит другие страны, которые столкнулись с сепаратизмом, и не помешает самопровозглашенным республикам, в том числе Нагорному Карабаху, Абхазии, Южной Осетии и Приднестровью, добиваться международного признания.
Вчера Международный суд ООН постановил, что Косово не нарушило нормы международного права, провозгласив независимость. Это решение ничуть не успокоит другие страны, которые столкнулись с сепаратизмом, и не помешает самопровозглашенным республикам, в том числе Нагорному Карабаху, Абхазии, Южной Осетии и Приднестровью, добиваться международного признания, утверждает The Guardian в редакционной статье. Решение создает плохой прецедент, на практике означающий: "Кто силен, тот и прав. Если часть вашего государства, желающую отделиться, поддерживают Америка либо Россия, независимость признают", отмечает издание.
Международный суд ООН в своем решении не затронул главного - вопроса о признании Косово другими странами, подчеркивает на страницах The Independent Джеймс Кер-Линдси, старший научный сотрудник Лондонской школы экономики. "Страны, не желающие признавать Косово, и теперь не обязаны это делать", - поясняет он. Но в другом плане решение весомо: "оно, по-видимому, оправдывает Россию в ситуации с Южной Осетией и Абхазией". Опасность в том, что перед нами государства, зависимые от других: Косово оглядывается на ЕС и США, а Южная Осетия - на Москву", - замечает автор. И все же он пророчит, что если Косово захочет вступить в ООН, ему придется изыскать способ удовлетворить требования России - то есть найти компромисс с Сербией. Юридически-правовой метод испробован, но необходимо прочное политическое решение, которое окончательно решит проблему, заключает автор.
В случае с вопросом о признании независимости Косово, напоминает журналист Tagesspiegel Герд Аппенцеллер, столкнулись два основополагающих принципа международного права: право на самоопределение народов и право государства на территориальную целостность. До сих пор государственный суверенитет бывшей сербской провинции признали 69 государств, среди них 21 член ЕС. Другие - в том числе Россия, Китай и Испания - по-прежнему отказывают Косово в признании. Почему они возражают, автору очевидно. "В том, что позволено косоварам, вряд ли может быть отказано народам Кавказа, Тибета и баскам".
"В демократических странах вроде Испании, - анализирует положение обозреватель, - этнические меньшинства в течение десятилетий достигли такой степени автономии, что силовой протест против центральной власти кажется, скорее, невозможным. В условиях диктатуры все обстоит иначе. Китай по сей день пытается уничтожить культурную и историческую идентичность тибетцев, а кадры из Грозного, чеченской столицы, разрушенной российскими войсками, обошли весь мир".
Хотя решение Международного суда в Гааге носит исключительно консультативный характер, его дипломатическое значение нельзя недооценивать: международное право впервые признает легитимность отделения провинции государства-члена ООН, пишет Le Figaro.
"Россия смотрит на свои многочисленные кавказские республики, начиная с Чечни. Китай думает о Тибете и Синьцзяне. Испания помнит о Стране басков и Каталонии. По более или менее официальным причинам ряд стран, в том числе пять членов ЕС - Испания, Словакия, Румыния, Греция и Кипр - до сих пор не признали независимость Косово", - пишет корреспондент Тьерри Понт, подчеркивая, что после решения трибунала число стран, признавших Косово, должно существенно увеличиться. Зато у 120 тысяч сербов, проживающих в Митровице и других районах на севере Косово, это решение не вызвало радости. И хотя Белград утверждает, что Сербия никогда не признает независимость Косово, издание отмечает, что в этом вопросе его изоляция внутри ЕС, куда он хочет вступить, будет расти.
Как пишет Джузеппе Заккария в La Stampa, "со вчерашнего дня цивилизованный мир вынужден считаться с новыми и вызывающими опасения вариантами развития событий" - вплоть до сепаратизма отдельных регионов.
Обозреватели ждали, что решение суда подтвердит юридический принцип территориальной целостности, который является одной из основ международного права. Но судьи через целую вереницу "поскольку" и "однако" скатились к принятию статус-кво.
Что же будет с Косово? Пока его вряд ли можно назвать полноценным государством, пишет издание. Митровица продолжает оставаться поделенной надвое: сербы - по одну сторону реки Ибар, албанцы - по другую. Министров, выезжающих из Приштины в страны, признавшие независимость косовских албанцев, принимают со всеми почестями, все остальные страны хотят попросту арестовать их. Албанцы Прешево (долина, которая пока принадлежит Сербии) стремятся к независимости, как и мусульмане Санджака или непримиримые из Республики Сербской в Боснии, стремящиеся объединиться со старшими братьями.
По мнению просвещенных умов, обитающих в западных кабинетах министров, лишь одна перспектива может ограничить ущерб от формулировки "не противоречит международному праву", - это может быть прием народов и регионов в ЕС. Но готов ли Евросоюз вынести все это? - задается вопросом автор статьи.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях