The New York Times | 23 июля 2012 г.
Панк-группа ощутила на себе гнев Кремля, ужесточившего позиции
Эллен Барри и Эндрю Рот
В феврале исполнение антипутинской песни в Храме Христа Спасителя показалось всего лишь очередным эпизодом целого сезона дерзких, абсурдистских, иногда оскорбительных акций протеста, пишет The New York Times. Однако теперь дело молодых исполнительниц панк-рока из Pussy Riot превращается в нечто вроде барометра: оно знаменует конец прохладно-толератного отношения Кремля к массовым митингам, полагают журналисты Эллен Барри и Эндрю Рот. Трех арестованных держат под стражей уже более четырех месяцев, а в минувшую пятницу срок содержания в заключении продлили еще на 6 месяцев, возможное наказание - до 7 лет тюрьмы.
Издание проводит параллели с процессом Ходорковского: "поразительные кадры из зала суда", "процесс Ходорковского помог выяснить, как относятся россияне к бизнесменам-миллиардерам, а здесь в качестве мишени - живые воплощения протестного движения, хрупкие девушки, которые пишут в "Твиттер" и одеваются в худи".
Отец одной из подсудимых, 73-летний Станислав О.Самуцевич, говорит, что был шокирован выступлением в храме, но диспропорциональная реакция властей заставила его изменить свое мнение. "Они ввели девушек в зал суда закованными в наручники - хрупких девушек приводят полицейские, которые вдвое толще их. Это меня почему-то особенно беспокоит. Выглядит абсурдно", - говорит он.
Уголовное дело основывается на идее, что панк-молебен разжигал ненависть по религиозному признаку, отмечает газета. Потерпевшими в суде считаются 10 свидетелей, утверждающих, что понесли моральный ущерб. Один из них, охранник храма, "после преступления в храме стал страдать бессонницей", заявил его адвокат Михаил Кузнецов в интервью "Московским новостям". Кузнецов назвал панк-группу верхушкой "айсберга экстремистов" и сказал, что за акцией стоят "настоящие враги нашего государства и православия".
"В пятницу в суде адвокаты потерпевших заявили, что выступление 21 февраля дало начало волне экстремизма, которая в четверг вылилась в теракт против двух мусульманских имамов в Татарстане", - пишет газета со слов адвокатов подсудимых.
Правительство выбрало удачный случай для гонений, поскольку многих россиян акция в храме оскорбила, продолжают журналисты. "Даже в оппозиционно-настроенной Москве потребовалось несколько месяцев, прежде чем граждане поддержали подсудимых. Но в июне баланс, видимо, изменился: знаменитые артисты и музыканты, в том числе некоторые ярые сторонники Путина, подписали обращение, где говорится, что дело "компрометирует российскую судебную систему и подрывает доверие к институтам власти в целом".
"Большинство граждан теперь обсуждает не столько поступок Pussy Riot, сколько свои опасения, что люди, желающие ввести в России этакий православный "Талибан", придут к власти. Власти совершают колоссальную ошибку, когда мстят таким способом. Общество этого не одобрит", - говорит галерист Марат Гельман.
Впрочем, на взгляд газеты, в данный момент этот процесс вызывает горячий интерес лишь "на полюсах политического спектра". В пятницу у здания суда люди с белыми ленточками пытались перекричать православных активистов.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях