Business Week | 23 июня 2008 г.
Российский профессиональный спорт начинает делать успехи
Джейсон Буш
Благодаря экономическому буму и огромным инвестициям в российский спорт команды проявляют мастерство на поле, и болельщики в восторге
Россия много лет не видывала ничего подобного. В Москве и других городах улицы полнились гудками автомобилей, на свежий воздух высыпали тысячи ликующих болельщиков. Они праздновали до утра, размахивая российскими флагами, вскидывая руки и скандируя: "Россия! Россия! Россия!". Так выглядела эйфорическая реакция 18 июня на победу российской футбольной сборной над шведами со счетом 2:0 в Инсбруке, которая впервые за 20 лет вывела страну в четвертьфинал чемпионата Европы.
Эта историческая победа - лишь один из очередных спортивных триумфов, которыми упивается Россия. Такое же ликование царило 14 мая, когда российский футбольный клуб, санкт-петербургский "Зенит" одержал победу над "Рейнджерз" (Глазго) и завоевал Кубок УЕФА. Всего четырьмя днями позже россияне стали к тому же чемпионами мира по хоккею, обыграв сборную Канады, - а этого титула они не завоевывали уже 15 лет. Россияне полагают, что череда спортивных побед - символ новой эпохи, поскольку они одержаны в период, когда в стране происходит экономический бум, а национальный престиж и уверенность России в себе достигли самого высокого уровня за постсоветский период. "Российский спорт сейчас на подъеме, - говорит Александр Разуваев, глава аналитического отдела российского банка "Собинбанк". - Конечно, если достижения имеются, их можно превратить в бизнес".
Собственно, параллели между спортивными достижениями и более широкими экономическими тенденциями - это не просто совпадение, обусловленное счастливым случаем. Мастерство, в последнее время проявляемое россиянами на спортивной арене, отражает то обстоятельство, что в последние годы крупные российские корпорации и богатые магнаты вкладывают в спорт колоссальные деньги. Теперь многие купаются в наличных деньгах благодаря высоким ценам на сырье на мировом рынке. Это позволяет им вливать сотни миллионов долларов в приобретение спортивных клубов, реконструкцию стадионов и выплату вознаграждений игрокам и тренерам. "В спорт инвестируют очень многие компании, и то, что вы сейчас видите, - результат этих инвестиций", - говорит Алексей Краснов, президент агентства "Спортима", которое занимается маркетингом в спорте.
Денег куры не клюют
Тому пример - российская футбольная сборная. За последние два года команда получила десятки миллионов долларов, выделенных Национальной академией футбола - организацией, которую финансирует магнат Роман Абрамович (известный на Западе прежде всего как владелец "Челси", одного из лучших английских клубов). Средства были затрачены, в том числе, на строительство нового стадиона и новой тренировочной базы, зарплату игроков и оклад звездного тренера команды, голландца Гуса Хиддинка (согласно контракту, заключенному на два года, он получил 6,24 млн долларов).
Похожая ситуация - с ведущим футбольным клубом России, победителем Кубка УЕФА санкт-петербургским "Зенитом", который в декабре 2005 года был приобретен государственным газовым концерном "Газпром". За истекший период "Газпром" потратил большие средства на самые разные нужды, от приобретения игроков до строительства нового стадиона. Благодаря щедрости этой энергетической компании бюджет клуба на нынешний год составляет 120 млн долларов, между тем как в 2005 году он равнялся всего 25 млн долларов. Правда, "Зениту" еще далеко до 400-миллионных (в долларовом исчислении) бюджетов лучших европейских клубов - например, "Манчестер Юнайтед" или мадридского "Реала", но он уже входит в одну финансовую лигу с второстепенными европейскими клубами типа "Штуттгарта" или "Эвертона".
Другие ведущие российские клубы тоже были приобретены крупными корпорациями, и их бюджет составляет десятки миллионов долларов. В том, что касается российского бизнеса, мода на инвестиции в спорт может быть обусловлена самыми разными мотивами. Многие ведущие российские бизнесмены, например Абрамович и глава "Газпрома" Алексей Миллер, являются заядлыми футбольными болельщиками и в некотором роде потакают своим личным капризам.
Спонсирование спорта также воспринимается как способ выказать ответственность перед обществом и попасть в фавор к Кремлю. Возможно, вспоминая золотые дни СССР, когда спортивные достижения неразрывно связывались с международным престижем, Кремль ныне считает развитие спорта частью государственной политики. К примеру, российские компании уже взяли на себя обязательство вложить миллиарды в Олимпиаду 2014 года в Сочи - а решение провести ее именно в этом городе является самым блестящим успехом политики в поддержку спорта, проводимой Кремлем (BusinessWeek.com, 7/5/07).
Неплохой пиар
Кроме того, ведущие компании типа "Газпрома" уверяют, что финансирование спорта - это эффективная форма пиара корпораций. "Газпром", столкнувшийся с препятствиями на пути своей экспансии в Западную Европу, жаждет ознакомить скептически настроенных западных потребителей со своим брендом и, очевидно, полагает, что миллионы, затраченные на "Зенит", хорошо окупаются.
"Очевидно, это отличный пиар: для "Газпрома", для России и для Санкт-Петербурга", - говорит Разуваев из "Собинбанка".
В целом не очень-то ясно, вернут ли в итоге российские спортивные команды инвесторам те миллионы, которые сейчас в них вкладываются. Некоторые футбольные клубы даже обдумывают возможность проведения своих IPO по модели, успешно опробованной в Англии. "Не сомневаюсь, что в конце концов российские клубы смогут выйти на уровень доходов, сопоставимый с ведущими клубами Европы", - говорит Леонид Федун, вице-президент российской нефтяной компании "Лукойл" и председатель совета директоров ведущего московского клуба "Спартак". Он отмечает, что в 2004 году, когда он приобрел клуб, годовой доход "Спартака" составлял всего 4,5 млн долларов, а в прошлом году эта цифра превысила 30 млн долларов, причем больше половины заработано на рекламе. Через пять лет, предсказывает Федун, доходы составят более 100 млн долларов.
Но, по крайней мере в обозримом будущем, мало кто из инвесторов в российский спорт может рассчитывать на прибыль. Объем инвестиций означает, что большинство российских футбольных клубов все еще приносят крупные убытки. Кроме того, России еще далеко до такого увлечения спортом, которое наблюдается на Западе. "Популярность спорта в России несравнима с Европой и тем более с Соединенными Штатами, - говорит Краснов. - После распада СССР наступили трудные времена, и людям было некогда думать о спорте".
Но ситуация начинает меняться. Доходы населения увеличиваются, а корпоративные инвестиции последних лет окупаются в виде более крупных достижений на поле, и интерес общества к спорту растет. Тому порукой - проходящий сейчас турнир Евро-2008. По данным TNS-Gallup, матч Россия-Швеция 18 июня смотрели 67% взрослых россиян - это новый рекорд для любой трансляции российского телевидения (опередивший даже ежегодное обращение президента в новогоднюю ночь). Для сравнения: за ходом чемпионата Европы по футболу 2004 года следило всего 40% населения.
Собственно, вот поразительная деталь: благодаря величине населения России Евро-2008 здесь смотрит больше телезрителей, чем в любой другой стране Европы. Очевидно, эти статистические данные заинтересуют транснациональных рекламодателей, некоторые из которых уже осознали потенциал данного "рекламоносителя". Корейский производитель электроники "Самсунг" недавно заключил контракты на рекламирование своей продукции с тренером Хиддинком и нападающим "Спартака" Романом Павлюченко. За истекший период обе звезды попадаются на глаза повсеместно, будь то телереклама или гигантские щиты в Москве, рекламирущие телевизоры Samsung с высоким разрешением.
Другие рекламодатели внимательно следят за российскими тенденциями. "Темпы роста экономики и уровень доходов повышаются, рынок связи укрепляется, а рынок спонсорства и коммерческих прав переживает бум, - говорит Саймон Чэдуик, директор Birkbeck Sport Business Centre при Лондонском университете, недавно написавший доклад о влиянии Евро-2008 на экономику. - Но, по моим ощущениям, стойкие последствия, обусловленные развитием спорта в России, мы по-настоящему увидим лишь на следующем европейском турнире".
Однако уже очевидно, что достаточно мощная игра, показанная к данному моменту российскими командами, может лишь подогревать новый интерес бизнеса к российскому футболу и российскому спортивному рынку в целом. "До нынешнего чемпионата в российскую сборную никто особо не верил, - говорит Краснов. - Результаты повысят общий интерес к футболу, рейтинги и, конечно, увеличат бюджеты".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях