The Washington Post | 23 июня 2008 г.
Жизнь в путинской России
Юлия Латынина
9 ноября 2007 года во время спецоперации в селении Чемульга в республике Ингушетия российские силы специального назначения застрелили человека по имени Рахим Амриев. Очевидцы сообщили, что ему выстрелили в голову, а затем положили возле его тела автомат. Затем, на глазах десятков местных жителей, которые выбежали из своих домов, военные разнесли бронетранспортером стену однокомнатного домика, где жил Амриев, и объявили, что он погиб при перестрелке.
Возможно, вы спросите, как я могу быть уверена в том, что все случилось именно так: что Амриев не отстреливался, что он не был террористом и что автомат около него положили нарочно. Я уверена стопроцентно: Рахиму Амриеву было 6 лет.
Самая поразительная черта повседневной жизни в России Владимира Путина (не сомневайтесь, это путинская Россия, несмотря на избрание нового президента, которого великий человек подыскал лично) - это невероятная коррумпированность судов, правоохранительных органов, сил специального назначения: всех институтов, которым полагается поддерживать законность и порядок в демократической стране и которые в сегодняшней России превратились в раковую опухоль, разъедающую государство. Рассмотрим еще несколько примеров.
20 мая 2005 года в Москве автомобиль, которым управлял сын министра обороны Сергея Иванова, сбил 68-летнюю Светлану Беридзе, когда она переходила улицу. Женщина погибла. Беридзе находилась на пешеходном переходе. Машина отбросила ее с такой силой, что женщина высоко взлетела в воздух и ключи в ее сумочке сильно погнулись. Уголовное дело против сына министра возбуждено не было, а отец публично заявил, что сын в результате ДТП "испытал физические и эмоциональные страдания". Вместо этого - по-видимому, пытаясь запугать семью погибшей - власти возбудили уголовное дело против ее зятя по обвинению в нападении на сына министра.
10 сентября прошлого года москвичка Наталья Труфанова ехала со своей семьей на дачу на своих старых "жигулях". Навстречу ей, двигаясь по ее же полосе, на бешеной скорости шел кортеж председателя Верховного суда Вячеслава Лебедева. Один из автомобилей кортежа столкнулся с автомобилем Труфановой. Очевидцы сообщили, что глава Верховного суда поехал дальше, препоручив своей свите копаться в груде тел и искореженного металла. Милиция, не моргнув глазом, заявила, что Труфанова "выехала на встречную полосу", что означало, что если бы она осталась жива, то могла бы оказаться под судом. Когда возмущенные очевидцы начали размещать в интернете видеоролики, четко демонстрирующие, что по встречной полосе ехал именно кортеж, то глава бригады следователей, которая занималась инцидентом, заявил, что не имеет доступа к интернету.
Дождливым сентябрьским вечером через неделю после того, как Наталья Труфанова попала под колеса правосудия, я наблюдала аварию на главной правительственной трассе Москвы - знаменитом Кутузовском проспекте. Серебристый "лексус", делавший примерно 90 миль в час, съехал с крайней левой полосы и пересек четыре полосы встречного движения, столкнувшись с несколькими автомобилями. Когда я проезжала мимо места аварии, ветер разносил вдоль проезжей части металлические обломки, осколки стекла и лоскуты материи; в некоторых автомобилях до сих пор оставались трупы. Через час я выяснила, что за рулем "лексуса" находилась 27-летняя женщина без определенного рода занятий, а вместе с ней в машине ехал заместитель министра экономического развития.
Все это я узнала от общего друга (моего и заместителя министра) по имени Павел, который поспешил на место аварии. Министр был уже мертв, а молодая женщина находилась в состоянии полузабытья - то ли от боли, то ли от наркотиков. Сержант милиции, жизнерадостно разглядывая штабель трупов, которые девушка оставила в кильватере своей машины, деловито спросил у Павла: "Ну, как будем решать проблему?" Очевидно, они "решили проблему" - женщине даже не предъявили обвинения.
Странно, но правда: безнаказанными остаются не только министры, их жены и дети - а также любовницы, но и высокооплачиваемые проститутки под кайфом, у которых в записных книжках есть адреса важных людей.
Преступления в России почти не расследуются. В мае прошлого года в подмосковном лесу было найдено тело 4-летней Насти Мокряковой с перерезанным горлом. Как вы думаете, что сообщила милиция прессе? "Ребенок заблудился и замерз". Через месяц, в московском пригороде Томилино, какой-то маньяк задушил 10-летнюю Настю Бутенкову, и первым делом милиция заявила, что девочка, обнаруженная на лестнице в спущенных брюках, возможно, сама себя задушила. (Возмущение общественности в итоге повлекло за собой расследование обоих убийств).
Нельзя сказать, что нежелание проводить расследования распространяется только на те преступления, жертвы которых - люди бедные. 6 декабря 2007 года высокопоставленный сотрудник государственного банка ВТБ Олег Жуковский, работавший с крупными клиентами этого учреждения, был, по-видимому, убит на своей даче в пригороде. По некоторым сведениям, убийцы связали жертве руки за спиной, надели ему на голову пластиковый пакет и швырнули его в бассейн. По-видимому, прежде чем убить Жуковского, они заставили его написать письмо с сообщением, что он покончил с собой. "Самоубийство!" - немедленно объявила милиция. Трудно поверить, но факт: нежелание расследовать смерть высокопоставленного работника банка не было связано с политикой или государством. Милиции просто было лень.
Конечно, некоторые преступления милиция все-таки расследует. Одного моего знакомого она обвинила в передаче 20 млн долларов лидеру чеченских террористов. Другой мой знакомый обвиняется в попытке приватизации воздушного пространства над Северным Ледовитым океаном. О третьем следователь написал, что его банк пытался подстрекать к революции и свергнуть Путина. У всех трех подозреваемых есть нечто общее - они входят в список 100 богатейших людей, составленный российским изданием журнала Forbes.
Четвертый мой знакомый в этот список не входит. Он просто строил многоэтажный дом в южном городе Махачкала. Местный прокурор позвонил и спросил, какую скидку тот ему сделает на квартиру в доме. "20 процентов", - сказал мой знакомый. Тогда прокурор приказал провести расследование, в результате которого всю компанию застройщика перевернули вверх тормашками, а затем снова позвонил и потребовал 50-процентную скидку.
Это наследие советского прошлого? Отнюдь. В Советском Союзе преступников сажали в тюрьму наряду с диссидентами. Это наследие экс-президента Бориса Ельцина? При Ельцине ничего подобного не было.
Это характерная черта режима Путина.
При Путине российский бизнесмен превратился в дичь, на которую охотятся люди в погонах. Кто был первой жертвой этой охоты? Михаил Ходорковский, глава нефтяной компании, в 2005 году приговоренный к 8 годам тюрьмы за уклонение от уплаты налогов, и его компания ЮКОС, которую власти после его ареста раздробили и распродали. Кто был охотником? Тогдашний президент Путин.
Право совершать преступления стало одним из элементов привилегий официальных лиц. Если жертва не поднимает шума, никого не наказывают. Если жертва взывает к общественности, его или ее жестоко наказывают. Сам факт воззвания к общественности воспринимается как вызов режиму. Но кто задал такие правила игры? Кто никогда не наказывает своих друзей? Путин.
В республике Ингушетия эскадроны смерти казнят людей. Их расстреливают на глазах у очевидцев, в людных местах, на рыночных площадях, на автобусных остановках, а затем рядом с ними кладут оружие и фотографируют их в качестве убитых "террористов". В некоторых случаях толпа заслоняла жертв, на которых покушались. В других случаях местные ингушские милиционеры избивали российских палачей почти до смерти. Кого убивают? Тех, кто числится в так называемых списках ваххабитов. Эти списки были составлены по приказу ФСБ (ведомства-преемника КГБ) вскоре после бойни в московском театре в 2002 году, когда чеченские террористы взяли зрителей в заложники и 130 человек погибло при штурме театра российским спецназом.
Но кто приказал составить эти списки? Кому пришло в голову, что для того, чтобы пресечь распространение проблемы терроризма на Северном Кавказе, нужно скопом ликвидировать мусульман-фундаменталистов просто за их убеждения, а не за какие-либо преступления, возможно, совершенные ими? Такой приказ не мог быть отдан без ведома Путина. В 1970-е годы тогдашний премьер-министр Израиля Голда Меир приказала уничтожить тех, кто был причастен к массовому убийству израильских спортсменов на Олимпиаде 1972 года в Мюнхене. Но после инцидента в московском театре Путин пошел дальше, чем Меир, - истребил даже людей, которые не имели к произошедшему никакого отношения.
Однако каждая подобная казнь создала больше террористов, чем ликвидировала, и Россия во всех аспектах фактически утратила контроль над Ингушетией - единственной республикой, где власти в полной мере выполняют приказ о казнях. Кто посмеет уведомить великого Путина, бывшего сотрудника КГБ, храброго героя, который с удовольствием позирует фотографам в кабине самолета-истребителя или с обнаженным торсом на рыбалке?
На Западе люди читают о том, что Путин возродил мощь России и укрепил правящую иерархию. Таков имидж, который пытаются проецировать нанятые им пиар-агентства. Возможно, в путинской России нет демократии, утверждают они, но порядок есть.
Не верьте. Российские власти не контролируют страну - если только не считать контролем их способность засадить за решетку любого бизнесмена и захватить его компанию. И все же эти люди всерьез считают, что сильны - и что мерой силы правителя является сумма денег на его банковских счетах.
Юлия Латынина - российский журналист, прозаик и радиоведущая. Статья переведена с русского языка Зофьей Смардз, младшим редактором Outlook
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях