The Times | 23 марта 2001 г.
Холодная война позади, но Большая игра должна продолжаться
Крис Эндрю
Появляется все больше свидетельств того, что российские разведывательные операции в Соединенных Штатах, которые КГБ называл когда-то "главным соперником", возвращаются на уровень холодной войны, хотя они уже не столь опасны, как раньше.
Один из признаков того, насколько важное значение президент Путин придает шпионажу в Соединенных Штатах - прошлогоднее назначение Сергея Николаевича Лебедева главой российской Службы внешней разведки. Ранее Лебедев был главой "представительства", то есть разведбазы СВР в Нью-Йорке. По всей видимости, первым документом, который Путин, бывший офицер КГБ, читает каждое утро, является подготовленная СВР совершенно секретная сводка данных, собранных внешней разведкой, в результате чего Соединенные Штаты часто становятся одним из основных направлений его деятельности.
Сделанное в среду заявление о высылке из Соединенных Штатов российских разведчиков готовилось давно. На то, чтобы подготовить такой длинный список высылаемых, необходимо потратить несколько месяцев. Но произвести высылку было невозможно до ареста Роберта Ханссена, который считается самым высокопоставленным российским шпионом в ФБР. Если бы высылка была произведена раньше, Ханссен и СВР насторожились бы, и было бы сложно поймать Ханссена с поличным.
То, что обратно в Москву отправлено так много российских офицеров разведки, нанесет огромный ущерб деятельности СВР в Соединенных Штатах. Как правило, высылки шпионов воспринимаются не более, чем бессмысленная пикировка разведслужб с правительствами своих стран.
Однако опыт прежних лет, в том числе и британский, показывает, что подобные мероприятия полезны. Первой, крупнейшей и самой впечатляющей высылкой холодной войны было принятое в 1971 году решение правительства премьер-министра Эдварда Хита отправить в Москву 105 офицеров российской разведки, расквартированных в Лондоне.
Судя по архивам КГБ, эта высылка нанесла огромный ущерб разведоперациям Советского Союза. Большинству основных агентов лондонской резиденции пришлось бездействовать в течение нескольких лет.
По крайней мере во время холодной войны британскому представительству российской разведки так и не удалось полностью восстановить свою деятельность после высылки 1971 года. До этого размах шпионской деятельности КГБ и ГРУ был настолько велик, что MI5 просто не могла эффективно ее контролировать. После высылки разведдеятельность сократилась до вполне управляемого уровня.
В течение последних десятилетий холодной войны КГБ был менее успешен в Лондоне, чем в других крупных европейских столицах. Руководство возможно самым важным российским агентом того времени, вышедшим недавно из тюрьмы Джеффри Праймом, осуществлялось за пределами Великобритании.
Способы, которыми КГБ пытался компенсировать массовую высылку 1971 г., могут пролить свет на то, как могла бы СВР реагировать на сегодняшнюю высылку из Соединенных Штатов. После того, как из Британии были высланы самые известные офицеры разведки, КГБ увеличил количество агентов, посылаемых в Британию из университетов Советского Союза по научным обменам и программам для аспирантов. Им давалось задание заниматься научной и технологической разведкой. Сейчас СВР, по всей видимости, попытается активнее вербовать в качестве агентов российских бизнесменов в Соединенных Штатах.
В прежние времена КГБ могло также пользоваться услугами разведслужб государств-союзников по советскому блоку. После развала блока это стало невозможным. Но СВР вполне может попытаться попросить о помощи кубинцев, проживающих в Нью-Йорке и Канаде, поскольку кубинцы помогали КГБ в Лондоне после 1971 года.
Нынешнее время конечно сильно отличается от эпохи холодной войны. У СВР и ЦРУ есть офицеры связи, отвечающие за взаимодействие между этими агентствами. В прошлом году директор ЦРУ Джордж Тенет и несколько высокопоставленных офицеров управления совершили визит вежливости в Москву к Вячеславу Трубникову, предшественнику генерала Лебедева на посту главы СВР.
Это было чисто приятельское мероприятие, после обеда перед гостями даже выступал фокусник, магическим образом превращавший один доллар в стодолларовую купюру. Сегодня между СВР и ЦРУ сложились несколько шизофренические отношения - ограниченного сотрудничества, например, в сфере борьбы с терроризмом - и враждебных операций друг против друга.
Точно также, как Путин начинает свой день со сводки разведданных СВР, президент Буш получает перед завтраком краткий доклад аналитиков ЦРУ. В настоящее время агентство сообщает президенту об общем сдвиге российского государства в сторону авторитаризма, хотя и не в такой степени, как это происходило в Советском Союзе. Считается, что этот сдвиг связан как со склонностью президента Путина к установлению иерархической власти в Москве, так и с тем, что население России предпочитает авторитарный стиль правления как противоядие беспорядку и социальному распаду последнеего десятилетия.
Укрепление власти и рост агрессивности российской внутренней разведслужбы, ФСБ - еще один признак авторитарного стиля правления Путина. Основная опасность для России в целом состоит в том, что ЦРУ называет "дифункциональным управлением". "Эффективное управление практически невозможно... в такой большой и разнообразной стране, как Россия... при отстутствии организованной, дисциплинированной национальной бюрократии".
ЦРУ считает, что в России будет продолжаться относительный спад. В ближайшие 10-15 лет с точки зрения Центрального разведывательного управления Россия вряд ли сможет полностью интегрироваться в глобальную финансовую и торговую системы.
Хотя Россия по-прежнему владеет вторым по величине в мире ядерным арсеналом, "внутренние проблемы будут мешать ее попыткам восстановить статус сверхдержавы". Неудачи могут привести к опасности политической дестабилизации, за ходом событий придется внимательно следить, пользуясь секретными и другими методами.
Несмотря на то, что холодная война закончилась, ЦРУ и британская служба тайной разведки продолжают разведдеятельность в России.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях