The Wall Street Journal | 23 марта 2004 г.
Отвлекитесь от работы - думайте, мечтайте
Корреспондент
Вики Фаррелл обзавелась электронным адресом раньше, чем большинство людей освоило компьютеры. Начиная с 1979 года, когда она был менеджером компании Digital Equipment Corp. в Бостоне, она наблюдала, как e-mail превращается из экспериментальной новинки в инструмент для повышения производительности труда и, наконец, в стандартный режим работы, позволяющий людям общаться в глобальном масштабе 24 часа в сутки.
Но сейчас Мисс Фаррелл, вице-президент компании Teradata, отделения корпорации NCR Corp., видит, как e-mail превращается в элемент, снижающий производительность и отвлекающий людей от работы. Подобно другим менеджерам, она отключает свою почту или игнорирует сообщения, чтобы выполнить работу. Сложилась такая ситуация, когда даже выстраивание сообщений по степени важности или сильные фильтры, стирающие мусор в почтовом ящике, уже не помогают.
Менеджеры жалуются, что беспрерывный поток электронных писем прерывает мыслительный процесс и убивает творческий порыв. В течение рабочего дня и даже после работы нет времени, кода можно спокойно осмыслить информацию, когда могут появиться свежие идеи, когда можно полностью сконцентрироваться на какой-нибудь сложной проблеме или просто помечтать. Напротив, ожидание, что на сообщения от коллег, руководства, клиентов, поставщиков должен быть дан немедленный ответ, подразумевает мгновенные всплески интеллектуальных усилий, объект которых постоянно меняется.
"Письма идут и идут, - говорит Фаррелл, с ностальгией вспоминая времена, когда она получала три-четыре сообщения в день. - Дошло до того, что можно посвятить весь день только тому, чтобы отвечать на электронную почту. Это отвлекает и нарушает рабочий процесс".
Кроме того, это инфантилизм. В детстве мы должны были учиться независимости от родителей. Теперь мы должны пройти тот же путь в качестве работников. Но все эти карманные компьютеры, мобильные телефоны, пейджеры и прочие приспособления требуют постоянной привязанности к рабочему месту. Очень трудно избавиться от потребности немедленно ответить или немедленно получить ответную реакцию.
В результате мы не способны проявлять инициативу на работе и не можем победить в себе раздражение, когда ответ запаздывает. Чем больше нас вынуждают постоянно быть в он-лайне, тем больше мы боимся оказаться наедине с собой. Мы боимся удалиться на расстояние, достаточное для рождения свежей мысли или решения сложной проблемы.
Теперь Вики Фаррелл отключает свой e-mail минимум на два часа в день, чтобы выкроить время для составления длинных отчетов и меморандумов - и просто подумать. Она старается не проверять почту, когда работает не в офисе или находится на какой-нибудь конференции.
"Некоторые думают: если я беру с собой ноутбук, то должна оставаться на связи, но это помешало бы мне встретиться с потенциальными клиентами, и пребывание на конференции лишилось бы смысла", - говорит она.
Даже находясь в он-лайне, она читает не каждое сообщение. Она просит коллег дополнительно звонить ей, если они посылают важное письмо, чтобы она сразу им занялась.
Джеф Фелпс, главный операционный директор и старший вице-президент консалтинговой фирмы по подбору независимых подрядчиков ABE Services, подтверждает, что давление, которое работники ощущают из-за непрерывного потока электронной почты, снижает производительность их труда.
"Это то же самое, что работать на конвейере, когда вы постоянно видите приближающуюся порцию новых писем, которые придется перепахать, - говорит он. - У вас нет времени подумать и выдать действительно качественный результат".
Он признает ценность электронной почты, позволяющей отправить сообщения сразу нескольким адресатам, но считает, что количество приходящих писем превышает все допустимые нормы. Он тоскует по тому времени, когда считалось допустимым не отвечать на электронное сообщение в течение 24 часов или больше. Этот интервал позволял обдумать ответ и выдать какую-то интересную идею.
Фелпс также возмущен вторжением электронной почты в его личную жизнь, именно поэтому он отказался приобрести портативный компьютер.
"Имея таковой, я постоянно висел бы на линии и у меня не было бы ни малейшей возможности заняться чем-то другим", - говорит он.
Многим недостает непосредственного личного контакта, хотя бы по телефону. Синтия Цай, глава и основательница нью-йоркской компании Health Expo, отвечала на электронную почту, одновременно разговаривая по телефону с клиентами. Но это приводило ее в состояние стресса, и она постоянно чувствовала, что не справляется. Она делала ошибки - иногда посылала не то письмо, могла прослушать, что ей говорили по телефону.
Два года назад она полностью пересмотрела свой подход к работе и реорганизовала рабочее место. Она поставила компьютер на один стол, а телефон - на другой. Утром, поприветствовав своих служащих, она сначала включает компьютер и отвечает на почту. Потом пересаживается за другой стол и в течение нескольких часов ведет телефонные разговоры с клиентами.
"Я внимательнее слушаю и быстрее справляюсь с проблемами, когда не рассеиваю свое внимание", - говорит она.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях