The Washington Times | 23 марта 2005 г.
Разногласия по поводу военных учений России и Китая
Мартин Зифф, UPI
Начальник Генштаба РФ Юрий Балуевский на этой неделе возвращается домой с Дальнего Востока после завершения подготовки планов масштабных, совместных с Китаем военных учений, намеченных на эту осень.
Однако переговоры были далеко не безоблачными. Китай хотел, чтобы учения - первые в истории совместные учения двух стран - проводились в юго-западной провинции Чжецзян вблизи острова Тайвань, сообщила в четверг российская газета "Коммерсант".
Политическое значение проведения учений в этом регионе предельно ясно - это означало бы, что Россия готова поддержать Китай в случае вооруженной конфронтации с участием США по поводу Тайваня, президент которого Чен Шуй-бянь настаивает на полной юридической независимости от континентального Китая.
"Пекин пытается использовать Россию в качестве дополнительного рычага давления на непокорный остров, показав Тайваню, что его нежелание возвращаться в лоно китайской родины вызывает неудовольствие и у России, от которой, кстати, тайваньцы ждут содействия и в отношении диалога с Пекином, и в отношении вступления во Всемирную торговую организацию и ООН", - пишет "Коммерсант".
Однако для осторожной России это оказалось неприемлемым. По мнению "Коммерсанта", совместные учения в этом регионе вызвали бы сильную, резко негативную реакцию не только со стороны Тайваня, но и со стороны Америки и Японии, которые недавно включили остров в зону своих стратегических интересов.
В связи с этим Россия предпочитает, чтобы учения проводились в северо-западной провинции Китая Синьцзян, в центре Центральной Азии.
С точки зрения внешней цели учений, в качестве которой заявлена координация действий вооруженных сил двух гигантских государств в борьбе с международным терроризмом, это выглядит более разумно.
Россия глубоко вовлечена в борьбу за сдерживание исламисткой угрозы в пяти бывших республиках СССР в Центральной Азии, особенно в Таджикистане. Китай же очень обеспокоен угрозой, которая может возникнуть со стороны коренного мусульманского населения провинции Синьцзян - уйгуров. Вероятно, именно по этой причине китайская сторона не хочет привлекать внимание к этому региону и, в свою очередь, категорически отклонила предложение России.
В итоге обе стороны согласились, чтобы совместные учения осенью этого года под кодовым названием "Содружество 2005" проводились на Шаньдунском полуострове (северо-восточное побережье Китая) и в акватории омывающего его Желтого моря.
И даже после этого Китай попытался изменить формат мероприятия, внеся предложение об увеличении контингента за счет морской пехоты и боевых кораблей Тихоокеанского флота. В результате получится, что в рамках "антитеррористических" учений будет отрабатываться высадка морского десанта для захвата территории.
"Согласие на проведение учений неизбежно вызовет недовольство США, Японии и Тайваня. А отказ от них испортит отношения с Китаем", - указывает газета.
Действительно, идея о проведении учений исходила от российской стороны. Какую важность придает этому Кремль, демонстрирует тот факт, что первая заграничная поездка Балуевского после вступления в должность была посвящена подготовке именно этого мероприятия.
В Пекине российский генерал заявил, что развитие стратегического партнерского сотрудничества с Китаем является одним из приоритетов России. На встрече в четверг он сказал своему китайскому коллеге полковнику Ляну Гуанле, что Россия готова работать с Китаем над усилением двусторонних связей, сообщает официальная газета China Daily.
Учения будут значительно более масштабными, чем простая координация действий по борьбе с терроризмом. Предположительно, будут задействованы армейские подразделения, морской и воздушный флот России и Китая, примут участие также подводные лодки.
РИА "Новости" сообщает, что первоначально планировалось провести отработку совместных действий по борьбе с терроризмом, но Пекин искусно изменил формат учений, попытавшись переориентировать армии двух стран на тренировку захвата Тайваня.
Россия попыталась дать более осторожную интерпретацию. Задача учений, заявило Министерство обороны России, заключается в отработке совместных миротворческих операций российских и китайских мобильных сил, что предполагает "антитеррористический аспект".
Представитель российской армии сказал на прошлой неделе в интервью China Daily, что совместные учения должны помочь сторонам координировать действия по борьбе с терроризмом.
Однако аналитик Сергей Благов в своем исследовании для Eurasia Daily Monitor отмечает: "Из-за запланированных военных игр Россия, похоже, попала в ловушку. Учения могут вызвать недовольство Вашингтона и Токио, а отказ от их проведения - иметь негативные последствия для отношения России с Пекином".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях