Le Temps | 23 марта 2006 г.
Проблемы республиканцев и демократов открывают дорогу Альберту Гору
Ален Кампиотти
Сенатору Майку Девайну в ноябре будет трудно переизбраться на второй срок. Он республиканец, а штат Огайо - наполовину демократический. В прошлом месяце его штат посетил Джордж Буш. Еще полтора года назад поддержка президента была большой помощью. В этот раз Девайн избегает появляться в компании Буша.
Республиканская партия боится: она рискует пострадать от падения доверия американцев к своему президенту. Она опасается потерять контроль над конгрессом - и прежде всего над сенатом - на выборах осенью. Не так давно демократический реванш казался невыполнимой миссией: чтобы изменить соотношение сил в верхней палате, партии нужно вернуть шесть (из 100) сенаторских кресел. Сегодня это уже не выглядит нереальным. В палате представителей, где кресла редко меняют хозяев, изменение расклада сил более затруднено, но его нельзя назвать немыслимым.
Республиканцы спасаются бегством: они стремительно убегают от Белого дома и его кризисов, клейких, как смола. Иракский кризис - самый неприятный. Но за ним следует череда других неприятностей, поражений и неудач - срыв реформы системы социального обеспечения, ураган "Катрина", номинация Хариет Майерс на вакантное место в Верховном суде, незаконное прослушивание телефонов Агентством национальной безопасности, попытка перевода американских портов под контроль компании, базирующейся в эмирате Дубай. Каждый раз часть партии Джорджа Буша восставала против него, в последний раз (в случае с портами) так поступили все республиканцы.
Техасец пытается плыть против течения, выступая с речами каждые два дня (в последний раз он это сделал во вторник, проведя оживленную пресс-конференцию). Но вернуть поддержку партии уже невозможно: ее разъедает настоящее идеологическое восстание. С ним порвали и чистокровные консерваторы, и сторонники реализма во внешней политике.
Когда он постепенно шел на вершину власти, единство партии обеспечивалось консенсусом вокруг важнейших для общества вопросов, того, что здесь именуют ценностями (борьба против абортов, неприятие гомосексуальных браков, жесткость юстиции и т. д.). Но для консерваторов, в отличие от интеллектуалов-неоконсерваторов, самым важным было сократить роль государства, чтобы - как они полагали - высвободить индивидуальную энергию.
Однако при Буше государство разбухло как никогда. Оно беспрецедентно много тратит (прежде всего на нужды безопасности), а от дефицита госбюджета "либертарианцы" испытывают головокружение. Буш - это или предатель, или, как говорит один из них, Брюс Бартлет, "обманщик".
Все эти поражения и раны открывают широкий простор перед демократами. Но похоже, что левоцентристы потеряли управление собственной машиной. У партии - слабое руководство. Вы знаете Гарри Рейда и Нэнси Пелози?
Говард Дин - вот кто настоящий бешеный пес, которого эти двое тщетно пытаются удержать на поводке. Партийные кадры и стратеги мечтают преуспеть в том, чего республиканцы добились в 1994 году. Тогда они построили свой реванш на "Программе для Америки" Ньюта Гингрича - программе, которую Билл Клинтон, выступая перед конгрессом (неожиданно оказавшимся враждебным к нему), был вынужден частично "проглотить".
Возможно, этой осенью демократы вернут себе контроль по крайней мере над одной из палат. Но что потом? Они устроят процесс над Джорджем Бушем - это уж точно. Но американцы хотят знать, на чем оппозиция будет строить кампанию в борьбе за Белый дом через два года? На обещаниях новых рабочих мест, более эффективной системы здравоохранения? Пока это только слова. По вопросам внешней политики партия расколота и занимает колеблющуюся позицию по главной проблеме - Ираку. Хиллари Клинтон, проголосовавшая за войну и поддержавшая ее, собирает миллионы, чтобы встать во главе списка, но ее политический профиль становится размытым. Она все сильнее раздражает левых своими реверансами перед консерваторами (аборты, защита флага), и она лишена обаяния ее мужа.
Уже пошел слух: Ал Гор вернется, Ал Гор возвращается!
С 2000 года, несмотря на шумиху по поводу "кражи голосов" во Флориде, к бывшему вице-президенту прочно приклеился ярлык "неудачника": Клинтон оставил ему полный сил штат, а он растранжирил этот капитал в своей предвыборной кампании.
Гор отправился зализывать раны. Он был профессором в Колумбии, потом стал консультантом (как все), потом создал телеканал Current, рассчитанный на молодежную аудиторию. Время от времени он выходил на сцену, чтобы громко крикнуть: высказаться против войны (здесь он очень ясен и последователен), по поводу климата, по поводу энергетики. Этим темам он уже давно отдает предпочтение.
Алу Гору 58 лет. Во вторник он сказал, что в этом возрасте рано отказываться от борьбы.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях