The Economist | 23 марта 2007 г.
Дураки и дороги
Редакция
Почему русские так часто погибают страшной смертью?
Более 100 человек на этой неделе погибли во время взрыва в сибирской шахте. В нескольких тысячах километров от этого места более 60 человек погибли из-за пожара в доме престарелых на берегу Азовского моря. За несколько дней до этого в Самаре жизнь шести россиян унесло крушение самолета. Перестрелки на Кавказе стоили еще нескольких смертей.
Россия полна парадоксов. С одной стороны, жизнь улучшается. Однако, как показывает череда катастроф на этой неделе, действует подводное течение страшного насилия. Показатели смертности в России по причине промышленных аварий вчетверо выше, чем в Америке. Один российский чиновник недавно сказал, что две трети всех несчастных случаев на дорогах Европы приходится на Россию. Учитывая соотношение к общему количеству машин на дорогах, получается, что российские дороги - самые опасные. Заказные убийства и убийства на национальной почве - это только одни из наиболее очевидных причин того, что уровень убийств в России в 20 раз выше, чем в Западной Европе. Самоубийства в пять раз популярнее, чем в Великобритании. Общий уровень насильственных смертей в России беспрецедентно высок. В сочетании со СПИДом, туберкулезом и другими болезнями это ведет к небывалому демографическому спаду.
Почему? Часто проблема связана с разваливающимися инфраструктурами. Советские дороги и здания не были предусмотрены для комфорта или безопасности человека, а новые российские богатства практически не коснулись их. Службы спасения тоже далеки от совершенства: пожарные машины приехали к дому престарелых почти через час после начала пожара. Президент Путин на этой неделе публично выразил соболезнования, но это скорее исключение - обычно Кремль относится к подобным бедствиям со смесью бессердечия и стыдливости. Проблемы обходят, а их существование отрицается так долго, как это возможно; "охота на ведьм" оказывается предпочтительнее, чем реальные изменения. Непопулярные реформы, которые могли бы исправить положение, отметаются сразу.
Часть наследия Советского Союза - это пренебрежение всякими правилами, выполнение которых не обеспечивается с максимальной тщательностью, и штат чиновников, вовсе не стремящихся добиваться их выполнения, если им достаточно заплатить. Новые планы увеличения штрафов за нарушения правил дорожного движения, такие как проезд по тротуару, рассматриваются как лазейка для того, чтобы сотрудники дорожной милиции могли брать еще более высокие взятки, а не как средство добиться более аккуратного вождения.
Коррупция связана с высокой смертностью и более непосредственным образом. Группе бывших офицеров на этой неделе был вынесен приговор за подделку специальных кремлевских номерных знаков, которые продавались в комплекте с мигалками - такой набор позволял водителям не соблюдать правила дорожного движения. Торговля контрафактными запчастями для авиатранспорта тоже, говорят, процветает.
Алкоголь, часто в форме жидкостей для дезинфекции и тому подобного, довершает эту пляску смерти. От отравления алкоголем ежегодно умирают более 30 тысяч россиян - для сравнения, в Америке от алкогольного отравления умирают несколько сотен человек в год. Однако за алкоголизмом, за неопределенностью и отчаянием постсоветской действительности кроется нечто более глубокое и древнее.
Хотя может сложиться впечатление, что россияне - безбожники, многие из них являются приверженцами религиозного фатализма. Как иначе в такой высокообразованной стране - объяснить повсеместное пренебрежение ремнями безопасности, эпидемии отравления грибами в грибные сезоны или ошеломляющее количество любителей зимней рыбалки, которые ежегодно погибают, проваливаясь под лед? (Более 400 человек, некоторые из которых были пьяны, недавно были спасены с плавучей льдины, причем некоторые отказывались уходить.) Кампании, направленные на повышение стандартов безопасности, практически отсутствуют.
"Жизнь вообще опасная штука, - сказал недавно туристический гид из Сибири, отвечая на вопрос, не опасны ли экстремальные виды спорта, которые он рекомендует. - Никому еще не удавалось выжить".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях