Time | 23 мая 2000 г.
Путин закручивает гайки
Эндрю Майер и Юрий Зарахович
В ходе предвыборной кампании Владимир Путин обещал поднять Россию с колен, установив в стране "диктатуру закона". На прошлой неделе он предпринял неожиданный шаг, демонстрирующий, что он на самом деле имел в виду под словом закон. В ходе неожиданного телеобращения к нации он заявил следующее: "Речь идет о законах, которые скрепляют и цементируют российскую государственность. Период вынужденных компромиссов, ведущих к нестабильности, завершен".
Сидя прямо за своим кремлевским столом, Путин излагал свои планы по радикальному реформированию системы власти в России. В начале этой недели он стал автором первой сногсшибательной новости, подписав указ о разделе территории России на семь федеральных округов, каждым из которых будет управлять представитель президента. Все федеральные структуры будут находиться под контролем уполномоченных Кремля, а не региональных лидеров.
Кроме того, Путин поставил преграду на пути борьбы за власть и щедроты центра перед зачастую непокорными региональными лидерами. Хотя проекты законов еще не опубликованы, уже ясно, что к январю будущего года Путин намерен заменить нынешних членов Совета Федерации (сюда входят 178 избранных губернаторов и региональных лидеров) политическими назначенцами из регионов. Он хочет также получить право отстранения от должности избранных губернаторов и роспуска региональных правительств, если суд признает, что проводимая ими политика противоречит федеральным законам.
Семь путинских федеральных округов имеют те же границы, что и российские военные округа. Это не совпадение. Он намерен вывести внутренние войска из подчинения МВД, преобразовать их в национальную гвардию и разместить в регионах, поставив под свой непосредственный контроль. В конце прошлой недели Путин назвал имена тех, кто будет исполнять его распоряжения в семи округах. Пятеро из них - генералы: двое ветеранов чеченской войны и трое выходцев из служб безопасности. Одним из двух гражданских аппаратчиков стал бывший премьер, либерал Сергей Кириенко.
В целом новые законы предоставляют Путину более широкие президентские полномочия, чем те, которые имел Ельцин в соответствии со специально созданной под него конституцией 1993 года. Хотя многие из его пожеланий требуют одобрения Думы, мало кто сомневается, что он добьется своего. Многие представители московской политической элиты тепло приветствовали его шаги по наведению порядка в российском феодальном беспорядке. Прежде всего, следует отметить, что с тех пор, как Ельцин разрешил региональным лидерам брать столько суверенитета, сколько они смогут проглотить (тем самым он хотел обеспечить их лояльность), Россия стала зыбкой конфедерацией местных феодалов, которыми номинально правил слабый король. Однако эксперт московского бюро Карнеги-центра Лилия Шевцова подчеркивает: "Существуют два пути выхода из этого затруднительного положения: первый - это трудоемкий процесс реформирования законодательства, предусматривающий четкое разделение полномочий между центром и регионами, укрепление судебной системы и решение в судебном порядке споров между федеральными, региональными и местными властями". Второй путь, - с иронией замечает Шевцова, - это традиционный для России путь создания административной иерархии: вы конструируете приводной ремень власти и подсоединяете его к единственному двигателю".
Путин явно отдает предпочтение второму подходу. Перед телеобращением к нации он провел трехчасовое совещание с 26 ключевыми региональными лидерами, которое состоялось за закрытыми дверями. Он четко дал им понять: "Или вы со мной, или вы - против государства." Хотя на прошлой неделе многие региональные лидеры смиренно повиновались желаниям Путина, некоторые пообещали им воспротивиться. "Независимо от того, что они пишут в указах, власть в регионах будет принадлежать нам", - возмущенно заявил влиятельный президент Татарстана Минтимер Шаймиев.
Тем не менее, российский парламент, видимо, настроен позитивно и возражать Путину не будет. В среду рекордным большинством голосов Дума утвердила на пост премьер-министра - предложенного Путиным Михаила Касьянова. За 42-летнего технократа проголосовали 325 из 450 депутатов. В то время, как долгожданный путинский план экономического возрождения страны до сих пор не разработан, Касьянов вкратце изложил Думе свои приоритеты: налоговая реформа и сбалансированный бюджет. Как и бывшие советские лидеры, Путин приказал экономике расти. "Он дал четкие указания, - говорит один из советников, работающий над экономическим планом. - Через 10 лет обеспечить удвоение ВВП".
Серией своих недавних указов и заявлений Путин, долго считавшийся непонятным человеком-загадкой, вполне определенно сформулировал направление своей политики на посту президента. Власть и преданность человеку, в руках которого она находится, быстро становятся лейтмотивом нового режима. На данный момент ясно, что Путин намерен осуществить нечто большее, чем катание на истребителе или подводной лодке. Взявшись за укрепление президентской власти, он собирается вернуть Кремлю полномочия, утерянные им в годы правления немощного Ельцина. Его предшественник, видимо, мирился с неповиновением и беспорядком; Путин любит дисциплину и порядок. Особенно, когда он становится в доме хозяином.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях