Frankfurter Allgemeine | 23 мая 2002 г.
Без права на несправедливость
Ута Раше
Новые исследования об использовании подневольных рабочих в евангелической церкви
Через три года после основания фонда для выплаты компенсаций лицам, насильно угнанным на принудительные работы, две из 24 евангелических церквей Германии впервые представили подробные результаты исследования об использовании подневольного труда в учреждениях, принадлежащих церкви. Из них следует, что евангелическая церковь практически не воспринимала такое положение как несправедливое. В подневольных рабочих она, скорее, видела приятную компенсацию за отсутствия других рабочих рук, что было обусловлено войной. Подневольные рабочие трудились в сельском или лесном хозяйстве, в прачечных или на больничных кухнях. В многодетных пасторских семьях они работали домработницами или нянями.
Католическая церковь для работы на кладбищах, в больницах и домах престарелых тоже использовала труд подневольных рабочих. Обе церкви выражают большое сожаление по поводу как самого прискорбного факта, так и вследствие того, что за 50 с лишним лет они не поднимали эту тему. Католическая церковь долгие годы придерживалась мнения, что важнее всего была забота о душе подневольных рабочих, к тому же известны факты, когда священники и миряне из-за недозволенных контактов с военнопленными и подневольными рабочими подвергались репрессиям и заключению в концентрационные лагеря. В евангелической церкви до сих пор господствовало мнение, что для подневольных рабочих было предпочтительнее оказаться в больницах и домах престарелых, чем на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях. Тем не менее, новые исследования позволяют прийти к иным выводам: и здесь присутствовала дискриминация в виде плохого обеспечения, недостойного обращения и мизерной оплаты. Вот один лишь факт: у лиц, занятых на сельхозработах и в домашнем хозяйстве, в отличие от тех, кто работал на производстве, чаще возникал личный контакт с работодателем, и именно он, а не христианская любовь к ближнему, способствовал иногда улучшению существования подневольных рабочих.
"Я прошу прощения за все грехи, которые мы на себя взяли", - сказал во вторник епископ Вюртембергский Герхард Майер, обращаясь к трем бывшим подневольным рабочим, которые пришли по его приглашению в церковь в Штутгарте. Это первый личный контакт епископа с бывшими подневольными рабочими, которые когда-то трудились на благо его церкви. Вюртембергская церковь поручила в начале 2001 года историку Инге фон Хефен проанализировать документы из больничных, муниципальных и страховых архивов. Первой целью этого исследования было установление фамилий и адресов подневольных рабочих, чтобы установить с ними контакт. Далее предполагалось расспросить их об условиях жизни в тот период времени, так как письменные источники оставляют многие вопросы открытыми.
Вюртембергская церковь выделила 70 000 евро на программы посещения и компенсации для подневольных рабочих. Согласно исследованиям, проведенным Ингой фон Хефен, на принудительных работах в церковных учреждениях Вюртемберга было занято около 400 подневольных рабочих; пока удалось установить имена 350 человек. Теперь "Церковная служба розыска" пытается выяснить их адреса. Эта служба была основана после Второй мировой войны с целью объединения разобщенных семей. Как только находился адрес, по нему направлялось письмо с просьбой о подтверждении факта принудительных работ на церковь. С начала года служба розыска нашла 13 живых и 40 умерших из тех, кого пригнали на принудительные работы, в основном, из Польши, Украины и Белоруссии. Радость и удивление ? это была основная реакция адресатов или членов их семей, говорит фон Хефен. Потом епископ предложил каждому по 2500 евро в качестве финансовой компенсации от церкви и пригласил их в гости. Первые три человека, бывшие подневольные рабочие, сейчас находятся в Штутгарте.
Евангелическая церковь Рейнланда пошла по другому пути. Она только что представила первое значительное исследование по использованию принудительного труда в христианских церквях. Его автор ? Уве Камински, историк кафедры современной истории церкви в Марбурге. Неожиданным оказалось число подневольных рабочих. Из представленных материалов следует, что в рейнской церкви на принудительных работах в годы Второй мировой войны было занято около 1200 человек. На сегодняшний день доказано 478 случаев по 70 церковным учреждениям. Половина (52 %) из них ? это "остарбайтеры" ("восточные рабочие") из Советского Союза, преимущественно молодые женщины. Другие прибыли из Польши (8 %), Голландии и Франции (по 16 %). В то время как "западным рабочим" чаще удавалось получить квалифицированную работу, "восточные" были заняты преимущественно на "грязной" работе. Крупными работодателями были, например, учреждения дьяконии в Бад-Кройцнахе (81 иностранных рабочих в период с 1939 по 1945 год) и в Кайзерсверте (62 иностранных рабочих). В Бад-Кройцнахе беременным "восточным работницам" в принудительном порядке делали аборты.
Сколько из восьми миллионов "иностранных рабочих" из оккупированных областей Запада и Востока были заняты в церковных учреждениях, сказать пока трудно. В настоящее время готовятся соответствующие данные по домам престарелых и больницам в центре "Бетель" под Билефельдом. В Марбурге Йохен-Кристоф Кайзер и Уве Камински по заказу Евангелической церкви Германии и ее дьяконий проводят исследования об использовании труда подневольных рабочих в евангелических учреждениях и церковных приходах.
Евангелическая церковь Германии уже в июле 2000 года приняла решение, что она будет участвовать в деятельности фонда, созданного федеральным правительством для выплаты компенсаций за подневольный труд, внеся в него 10 млн. немецких марок. Католические епископы пошли по другому пути: они тоже выделили 10 млн. ДМ, правда, не переводя в фонд, а выплачивая деньги бывшим подневольным рабочим в монастырях и католических учреждениях. На сегодняшний день последние результаты исследования привели к тому, что председатель совета Евангелической церкви Германии Манфред Кок пришел к выводу о необходимости разработки программы сотрудничества с бывшими подневольными рабочими.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях