Financial Times | 23 мая 2002 г.
Новая эпоха, новые угрозы
Эштон Картер и Ричард Лугар
Следует приветствовать намерение Джорджа Буша и Владимира Путина подписать соглашение о сокращении ядерных арсеналов времен холодной войны. Однако нельзя закрывать глаза на тот факт, что этот пакт принадлежит ушедшей в прошлое эпохе.
Десять лет назад самая страшная угроза для мира была связана с оружием массового поражения (ОМП), которым располагали правительства некоторых стран. Больше всего на свете Вашингтон и Москва боялись друг друга. Сегодня ситуация резко изменилась. У России и США появился общий враг - террористические группировки, обладающие ядерным, биологическим или химическим оружием.
Президенты Буш и Путин приложили огромные усилия, чтобы создать основу для новых взаимоотношений. В ходе завтрашней встречи в Москве лидеры должны воспользоваться дипломатической возможностью и открыть новый фронт борьбы с терроризмом, заявить о создании коалиции против терактов с применением оружия массового поражения. Необходимо создать коалицию, которая следила бы за тем, чтобы ядерное, химическое и биологическое оружие, а также материалы и технологии, необходимые для его создания, не попали в руки террористов.
Больше всего таких материалов находится в России. Систематический контроль за их безопасностью и уничтожением осуществляется в рамках т.н. "Совместной программы сокращения угрозы Нанна-Лугара". Однако коалиция, ведущая борьбу с терроризмом, применяющим ОМП, должна быть глобальной, точно также как продолжающаяся война с аль-Каедой.
Ураном оружейного типа располагают исследовательские реакторы многих стран мира. Такие страны, как Бельгия и Япония, не имеющие ядерного оружия, хранят огромные запасы плутония, украв который, террористы могут изготовить много бомб. Необходимо предотвращать очевидный риск утечки материалов в Пакистане и Индии, которые располагают ядерным оружием и реализуют ядерные программы. Китай не подписывал международные договора о контроле над вооружениями, но следует попытаться определить, готова ли эта страна участвовать в борьбе с "свободно гуляющими" атомными бомбами.
Члены коалиции должны определить стандарты обеспечения сохранности ядерных материалов. Если кому-то из членов понадобится помощь в соблюдении таких стандартов, он может получить ее в рамках глобальной программы, направленной на снижение ядерной угрозы, подобной программе Нанна-Лугара. Для финансирования этой программы следует создать специальный фонд, средства для которого выделяли бы США, Европа, Россия, Япония и другие страны. Средства из этого фонда могли бы покрывать основные расходы, связанные с обеспечением безопасности мест хранения ядерных материалов и оружия.
Члены коалиции могли бы прикладывать совместные усилия по поиску опасных материалов и бомб в случаях их краж или пропажи. Они бы могли даже договориться о помощи пострадавшим от ядерного терроризма, совместно определять загрязненные радиацией зоны, заниматься их очисткой.
Одной из важнейших обязанностей новой коалиции должны стать борьба с био-терроризмом. Необходимо утвердить стандарты хранения биологического оружия, нормы ведения мирных и оборонных научных исследований в этой сфере. Члены коалиции могли бы делиться друг с другом результатами исследований, искать способы обезвреживания биологического оружия, очистки воздуха, разрабатывать методы борьбы с распространением вредных веществ в атмосфере и воде, очистки зданий, пострадавших от биологических атак.
Ведущим экспертом в области биологического оружия является Россия. В рамках новых соглашений Путин мог бы предоставить членам коалиции доступ в оборонные биологические лаборатории страны. Вместе с США Россия могла бы использовать свой опыт для исследований в области защиты здоровья населения всего мира. Если Россия сделает жест доброй воли, у нее появится множество новых возможностей для сотрудничества с США и другими партнерами по коалиции.
Заявив о том, что в ходе следующего этапа войны с терроризмом основное внимание будет сконцентрировано на оружии массового поражения, и предложив создать коалицию с участием России, Буш начнет решение самой важной в настоящий момент проблемы в сфере международной безопасности. Предложив России стать членом коалиции, которая будут бороться с терроризмом, применяющим ОМП, он позволил бы этой стране начать занять новую, очень влиятельную позицию в международной политике. Такая коалиция позволила бы лидерам двух стран сконцентрировать внимание на провозглашенных ими, но пока не имеющих реального содержания, новых отношениях. Она более уместна, чем старомодные двусторонние договора о контроле над вооружениями, эпоха которых близится к концу.
Если подойти к созданию такой коалиции творчески, то ее концепция сможет послужить моделью для нового типа оборонных соглашений двадцать первого века. Необходимость таких соглашений стала очевидна после 11 сентября. Саммит в Москве дает возможность начать работу в этом направлении.
Авторы:
Эштон Картер, профессор гарвардской Школы государственного управления Кеннеди, бывший заместитель министра обороны в администрации Клинтона
Ричард Лугар, высокопоставленный член комиссий Сената по международным отношениям и разведке
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях