La Stampa | 23 мая 2003 г.
Казань: нефть, голые пупки и театральный бум
Сандро Каппеллетто
В Казань, которая пребывает в ожидании того, что Иоанну Павлу II разрешат совершить остановку в столице Татарстана, приехал Джузеппе Верди. Первое представление оперы "Навуходоносор". Зал переполнен, оркестранты уже заняли свои места, луч прожектора застыл на красном, пока еще закрытом занавесе. На сцене появляется 39-летняя Гюзель Хайбулина, единственная женщина - художественный руководитель российского оперного театра, коих в стране около двухсот. "Эта опера о боге. Навуходоносор, царь Вавилона, верит в то, что истинный бог тот, в которого верит он. Но и Захария, религиозный лидер евреев, думает, что его бог - единственный. Оба народа сражаются. Возможно, истинный бог - Джузеппе Верди, написавший эту прекрасную оперу".
Татарстан: четыре миллиона жителей, в 1992 году получил автономию, 800 км и 13 часов на поезде от Москвы, богатейшие запасы нефти и газа, незначительное численное превосходство мусульман над православными. Здесь и небольшая католическая община, и еще более малочисленная - еврейская. В 30 км от столицы находится Раифский мужской Богородицкий монастырь, в котором и готовятся принять копию иконы Казанской Божьей Матери, которая считается чудотворной: она была в передовых частях русской армии, разгромившей Наполеона под Бородино. Оригинал, после многих перипетий, хранится в Ватикане, а копию Папа намеревается возвратить, но его визиту препятствует позиция Алексия, Патриарха Московской всея Руси. "Межконфессиональные отношения основываются на принципе свободы вероисповедания, что предполагает равенство всех религий перед законом и право граждан быть свободными в выборе веры", - говорится в небольшом проспекте-путеводителе по Казани. На территории Казанского кремля, объявленного ЮНЕСКО частью мирового культурного наследия, находятся древний православных собор и новенькая мечеть.
Перед театром, пожилые коммунистки сажают луковицы тюльпанов у большого памятника Ленину. Владимир Ульянов поступил в Казанский университет на юридический факультет, но вскоре был арестован за "то, что призывал студентов к восстанию". Но, прежде чем попасть в тюрьму, он успел побывать на представлении оперы Гуно "Фауст". Лишь очень немногие туристы посещают прекрасно отреставрированный дом, где Ленин прожил два года.
В театре над сценой все еще красуется огромный герб с серпом и молотом. Все надписи в театре выполнены на двух языках - русском и татарском. В оперном театре 500 сотрудников, в основном мусульман, "мирных", говорит, улыбаясь, Фарида, музыкант из оркестра. В городе вы не увидите женщин в чадре, скорее - мини-юбки и голые пупки. В 2005 году Казань празднует свое тысячелетие, и президент Минтимер Шаймиев принял решение вложить большие средства в празднование юбилея города. Реконструируются целые кварталы, но стремление к обновлению приводит и к жестоким разрушениям: сносятся старые русские одноэтажные дома. Театр будет закрыт и полностью обновлен. На его открытие будет приглашен Хосе Каррерас: испанский тенор запросил за выступление гонорар в размере 250 тысяч долларов. Петь будут другие. Максимальный гонорар для солистов - тысяча евро. Средняя заработная плата служащего - сто евро. Самый дорогой билет будет стоит 300 евро. "Наша публика уже знакома с "Фальстаффом" позднего Верди, теперь мы хотим, чтобы зрители послушали раннего Верди и почувствовали разницу", - рассказывает Хайбулина. Ее театр сейчас на подъеме, он второй после Мариинского театра Санкт-Петербурга.
Здесь родился Федор Шаляпин, величайший русский бас, в местном театре работал и Рудольф Нуриев: ежегодно в Казани проводятся два фестиваля, посвященные творчеству певца и артиста балета. В Казанской консерватории училась Софья Губайдулина, одна из величайших композиторов современности. В России продолжает оставаться высоким уровень музыкального образования, а профессия музыканта пользуется большим уважением. В Казани работают три оркестра и семь драматических театров. "Как я понимаю Абигайль", - шутит Татьяна Мамаева, критик из экономической газеты "Время и деньги". Из всех действующих лиц в опере Верди ей ближе всего оказалась "внебрачная дочь" Навуходоносора, женщина, оказавшаяся между любовью и властью, хрупкая и жестокая, но не сумевшая пережить позора: "Я знаю стольких татарских Абигайль!".
Постановкой оперы руководил Марко Боэми. Ему пришлось много поработать над техникой исполнения. За три дня до премьеры прибыли звезды оперы Виктор Черноморцев и Людмила Магомедова. Через 160 лет после рождения опера "Навуходоносор" успешно дебютировала и в Татарии. На следующее утро, во время посещения Раифского монастыря, Татьяна Мамаева рассказала о том, что, когда она становится Абигайль, она приезжает сюда, в то место, где с людьми происходят невероятные вещи, - чтобы успокоиться". Входим в церковь, там молится молодой монах. "Еще восемь лет назад мальчишки здесь играли в футбол, используя колонны, как ворота. При коммунистах монастырь не действовал. В настоящее время он реконструирован и освящен. "Мы, верующие, вместе с монахами собирали деньги. Мы ничего не просили у политиков". Она перекрестилась и поклонилась у знаменитой иконы, которую очень трудно отличить от оригинала.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях