The Wall Street Journal | 23 мая 2003 г.
К сбоям в системе Patriot привела радиация
Энн Мари Сквио
Американские чиновники, участвующие в расследовании функционирования системы ПВО Patriot в Ираке, так и не выявили никаких существенных системных проблем, которые могли бы привести к открытию "дружественного огня" по двум самолетам союзников. Однако один из этих инцидентов проливает свет на проблему функционирования Patriot на поле боя: сбои в системе могут возникать под воздействием чрезвычайно высокого уровня электромагнитной радиации.
В период интенсивных боев в Ираке ракеты Patriot сбили британский самолет-истребитель Tornado, убив двух его пилотов. Чуть позже был сбит американский истребитель ВМС, его пилот также погиб.
Во время войны в Персидском заливе 1991 года система противоракетной обороны Patriot получила широкое применение. Однако, как выяснилось, она оказалась неэффективна для перехвата иракских ракет Scud.
США вложили в модернизацию и повышение точности системы около 3 млрд долларов. Она была оснащена более мощным радаром, более совершенными компьютерами и новой ракетой-перехватчиком. Применение Patriot в Ираке ознаменовало собой первый случай использования системы ПРО, которая направляет ракету-перехватчик прямо во вражескую боеголовку. Оружие такого типа составляет основу стратегии национальной обороны президента Буша и внутри страны, и за рубежом. Производители системы Patriot - Raytheon Co., Лексингтон, штат Массачусетс, и Lockheed Martin Corp., Bethesda, Md. (изготавливает перехватчики PAC-3).
9 перехватов
Как утверждают представители обеих компаний, во время последней войны в Ираке Patriot поработала неплохо - перехватила 9 иракских ракет. Не были уничтожены всего 3 ракеты, выпущенные с иракской стороны, поскольку они не попали в зону охвата системы.
Что касается инцидентов "дружественного огня", то данные, снятые с приборов, и беседы с участниками и свидетелями событий, по крайней мере, на первый взгляд, исключают возможность ошибок как со стороны операторов, так и в траектории полета ракет. По мнению правительственных чиновников и представителей оборонной индустрии, скорее всего, возникли проблемы иного рода.
Во время военных действий солдаты активно передвигали батареи ракетных комплексов Patriot по полю боя, стремясь установить их в местах потенциального удара иракских ракет, которые могли быть оснащены химическими боеголовками. Как показало следствие, в том районе, где был сбит американский истребитель F/A-18, в непосредственной близости друг от друга оказались два комплекса Patriot, оснащенные очень мощными радарами.
Радары должны уметь работать рядом
То, что радары находились так близко друг от друга, вызвало повышенный уровень электромагнитного фона. По мнению следователей, именно воздействие электромагнитного излучения и вызвало сбой в системе, который, в свою очередь, привел к "дружественному огню".
Электронные приборы всегда выделяют электромагнитную энергию, которая может негативно сказываться на работе других приборов, находящихся рядом. Это одна из причин, по которой авиакомпании запрещают пассажирам пользоваться сотовыми телефонами на борту самолета.
По идее, радары должны быть рассчитаны на то, что временами их зоны будут пересекаться. До использования в реальных условиях современное оборудование, в том числе и система Patriot, проходят испытания на устойчивость к электромагнитному воздействию. Однако в данном случае излучение было настолько интенсивным, что вряд ли подобные условия когда-либо могли воссоздаваться на учениях, отметил чиновник, знакомый с деталями расследования.
Исследование воздействия электромагнитного поля на работу приборов будет продолжаться, поскольку зависимость США от высокотехнологичного оборудования, оснащенного сенсорами с электромагнитным излучением на многих радиочастотах, постоянно возрастает.
В настоящий момент армия изучает возможность внесения в компьютерную систему Patriot изменений, которые могли бы предотвратить инциденты "дружественного огня" в будущем.
Несчастный случай
Инцидент с британским Tornado, сбитым на севере Кувейта в тот момент, когда самолет возвращался с боевого задания, был несчастным случаем.
Как сообщили правительство США и представители оборонной индустрии, возвращаясь на базу, пилоты Tornado отклонились от транзитного маршрута, предназначенного для безопасных полетов дружественной авиатехники, и попали в зону системы Patriot. Оператор Patriot, не получив положительного ответа транспордера (прибора, идентифицирующего объект как "дружественный" или "вражеский") и видя, что самолет летит в небезопасной зоне, вручную навел систему на цель, сбив британский самолет и убив двух членов экипажа, находившихся на борту. Представитель министерства обороны Великобритании заявил, что расследование инцидента продолжается, однако от подробных комментариев воздержался.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях