Статьи по дате

The Guardian | 23 мая 2005 г.

Европа собирается прокатиться на российской космической ракете

Робин Макки

Европейские космические ученые планируют присоединиться к своим российским коллегам в создании космического корабля нового поколения "Клиппер".

Корабль, который будет установлен на стандартной ракете, сможет доставить до шести космонавтов на околоземную орбиту и вернуть их обратно.

"Клипер" был разработан для того, чтобы летать к МКС и доставлять команду к кораблю, находящемуся на орбите в ходе будущих полетов с экипажем на Луну и Марс.

Сотрудничество с Россией предоставит Европе некоторую самостоятельность в космических полетах. В настоящее время Европейское космическое агентство (ЕКА), основным членом которого является Великобритания, должно просить США или Россию выделить им место на космическом корабле.

"Мы должны идти с протянутой рукой и говорить: "Пожалуйста, сэр, можно мы отправим одного из наших людей в космос", - и при том, нам частенько отказывают", - говорит Алан Тиркетл, представляющий управление полетов с людьми на борту ЕКА. "Европа должна сделать еще один шаг и найти способ самостоятельно отправлять людей в космос. Альтернатива этому - сидеть и смотреть, как такие страны, как Китай, полетят на Луну, пока мы ничего не делаем".

Если Европа решит присоединиться к России в проекте "Клиппер"(это предложение будет представлено на совещании ЕКА на будущей неделе), то это будет знаменовать собой поворотный пункт в отношениях между космическими державами.

Европа обычно вступала в союз с США в космических проектах, но была разочарована поведением НАСА. Например, откладывание полетов космических шаттлов после катастрофы с "Колумбией" в 2003 году обошлось ЕКА в 100 млн фунтов за счет космических станций, которые они построили и которые уже должны были бы к этому времени быть выведены на орбиту.

К тому же администрация агентства была выведена из себя бюрократическим отношением чиновников НАСА, которые угрожали не допустить европейских астронавтов до некоторых объектов на борту на том основании, что это может противоречить американским законам о передаче технологий.

В результате ЕКА поторопилось ответить на предложение России о сотрудничестве в разработке нового космического аппарата, который решено было создать взамен капсул "Союза", разработанных более 40 лет назад.

Стоимость конструкторских работ сейчас оценивается в 3 млрд долларов, и Россия хотела бы разделить с кем-то это бремя. Она уже обращалась с этим предложением к Японии и может также выдвинуть его Индии и Китаю.

В отличие от космических шаттлов, "Клиппер" не будет перевозить грузы, он будет предназначен только для доставки людей в космос. "Это будет пассажирский корабль, вот и все", - говорит Тиркетл.

План создания "Клиппера", однако, не из дешевых. По некоторым оценкам, в следующей декаде участие в программе обойдется ЕКА в 100 млн фунтов в год.

Не каждая страна готова предоставить свою долю наличности. Франция, Германия и Италия, наиболее вероятно, проявят энтузиазм. А вот Британия может уклониться. В предыдущие двадцать лет Великобритания отказывалась вкладывать деньги в космические программы с участием людей и, как следствие, не имеет представителей среди 14 астронавтов европейской команды.

Главное решение относительно будущего участия Европы в программе по созданию "Клиппера" будет принято в декабре, когда министры европейского правительства, отвечающие за космические программы, встретятся, чтобы решить, готовы ли они участвовать в проекте.

"Я практически уверен, что они скажут да, - говорит Дэниел Сакот, директор ЕКА по космическим полетам с людьми. - Дело не только в том, что "Клиппер" - это удачная политическая сделка, предоставляющая нам мощное технологическое приспособление. Это даст нам перспективу, научную цель, которая сегодня так нужна Европе".

Источник: The Guardian


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru